Домой Медведи Звуко буквенный разбор слова что. Звуко-буквенный разбор слов

Звуко буквенный разбор слова что. Звуко-буквенный разбор слов

Вы знаете, почему русский язык так тяжело учить иностранцам? Особенно тем, чьи языки совсем не похожи на русский? Одна из причин в том, что про наш язык никак не скажешь, что слова можно записывать так, как они слышатся. Мы говорим «мАлАкО», но ведь помним, что записать слово надо через 3 буквы О: «мОлОкО».

Это самый простой и очевидный пример. И о том, как выглядит транскрипция (то есть графическая запись звуков) самых привычных для нас слов никто, как правило, не задумывается. Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах и даже университетах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.

Не всем оно дается легко, но мы поможем вам разобраться и успешно справляться с ним на уроках и при подготовке домашних заданий.

Фонетический разбор слова – задание, нацеленное на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки. Сравнить, сколько в нем букв и сколько звуков. И выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.

Гласные буквы

В алфавите русского языка 10 гласных букв: «а», «о», «у», «э», «ы», «я», «ё», «ю», «е», «и».

Но гласных звуков только 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные «е», «ё», «ю», «я» состоят из двух звуков: гласный + й. Записываются так: «е» = [й’+э], «ё» = [й’+о], «ю» = [й’+у], «я» = [й’+а]. И называются йотированными.

Запомните, что в транскрипции «е», «ё», «ю», «я» на два звука раскладываются не всегда. А только в следующих случаях:

  1. когда стоят в начале слова: еда [й’эда], ёрш [й’орш], юбка [й’упка], яма [й’ама];
  2. когда стоят после других гласных: моем [мой’эм], моё [май’о], моют [мой’ут], вояка [вай’ака];
  3. когда стоят после «ъ» и «ь»: пьедестал [п’й’эд’эстал], пьёт [п’й’от], пьют [п’й’ут], соловья [салав’й’а].

Если «е», «ё», «ю», «я» стоят в слове после мягких согласных, их можно спутать с [а], [о], [у], [э]: мяч [м’ач’], мёд [м’от], мюсли [м’усл’и], ветка [в’этка]. Они обозначают один звук в позиции после согласных и под ударением.

Не под ударением «е», «ё», «ю», «я» дают звук [и]: ряды [р’иды], лесок [л’исок]. В других случаях буква «я» без ударения может произноситься как [э]: трясина [тр’эс’ина].

Еще интересное про отношения «ь» и гласных: если после мягкого знака в слове стоит буква «и», она произносится как два звука: ручьи [руч’й’и].

Зато после согласных «ж», «ш» и «ц» буква «и» дает звук [ы]: камыши [камышы].

Гласные «а», «о», «у», «э», «ы» обозначают твердость согласных звуков. Гласные «е», «ё», «ю», «я», «и» обозначают мягкость согласных звуков.

Кстати, во многих словах с гласной «ё» на нее всегда падает ударение. Но это правило не работает для заимствованных (амёбиа́з) и сложных слов (таких, как трёхъя́дерный).

Согласные буквы

В русском языке 21 согласная буква. А звуков эти буквы образуют аж 36! Как это возможно? Давайте разбираться.

Так, среди согласных 6 пар по звонкости глухости:

  1. [б] - [п]: [б]а[б]ушка – [п]а[п]а;
  2. [в] - [ф]: [в]ода – [ф]анера;
  3. [г] - [к]: [г]олос – [к]орова;
  4. [д] - [т]: [д’]ятел – [т]уча;
  5. [ж] - [ш]: [ж’]изнь – [ш]уба;
  6. [з] - [с]: [з’]има – о[с’]ень.

Это интересно, потому что парные звуки обозначаются разными буквами. Такие пары есть не во всех языках. А в некоторых, например, корейском, парные глухие и звонкие звуки обозначаются одной и той же буквой. Т.е. одна и та же буква читается как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.

А еще существует 15 пар по твердости-мягкости:

  1. [б] - [б’]: [б]а[б]очка – [б’]елка;
  2. [в] - [в’]: [в]ата – [в’]илка;
  3. [г] - [г’]: [г]амак – [г’]идрант;
  4. [д] - [д’]: [д]ож[д’];
  5. [з] - [з’]: [з]олото – [з’]евать;
  6. [к] - [к’]: [к]уст – [к’]исть;
  7. [л] - [л’]: [л]асточка – [л’]истик;
  8. [м] - [м’]: [м]а[м]а – [м’]иска;
  9. [н] - [н’]: [н]ос – [н’]юх;
  10. [п] - [п’]: [п]арча – [п’]и[п’]етка;
  11. [р] - [р’]: [р]ысь – [р’]ис;
  12. [с] - [с’]: [с]обака – [с’]еледка;
  13. [т] - [т’]: [т]апок – [т’]ень;
  14. [ф] - [ф’]: [ф]отоаппарат – [ф’]ехтование;
  15. [х] - [х’]: [х]оккей – [х’]ек.

Как видите, мягкость звуков обеспечивают буква «ь» и мягкие согласные, стоящие после согласных.

Есть в русском языке непарные согласные звуки, которые никогда не бывают глухими:

  • [й’] – [й’]од;
  • [л] – [л]ама;
  • [л’] – [л’]ейка;
  • [м] – [м]орковка;
  • [м’] – [м’]юсли;
  • [н] – [н]осорог;
  • [н’]– [н’]етопырь;
  • [р] – [р]омашка;
  • [р’] – [р’]ебенок.

Чтобы было проще запомнить все звонкие звуки, можете использовать такую фразу: «Мы же не забывали друг друга» .

А также непарные звуки, которые, в свою очередь, никогда не бывают звонкими. Попробуйте прочитать слова из примеров вслух и убедитесь в этом сами:

  • [х] – [х]орек;
  • [х‘] – [х‘]ирург;
  • [ц] – [ц]апля;
  • [ч’] – [ч’]еловек;
  • [щ’] – [щ’]етина.

Запомнить, какие именно звуки остаются глухими в любой ситуации, помогут две фразы: «Степка, хочешь щец?» - «Фи!» и «Фока, хочешь поесть щец?» .

Если вы внимательно прочитали те примеры, что приводились выше, наверняка уже обратили внимание, что некоторые согласные в русском языке никогда не бывают мягкими:

  • [ж] – [ж]ук и даже [ж]елудь;
  • [ш] – [ш]уба и [ш]ило читаются одинаково твердо;
  • [ц] – [ц]арапать и [ц]ирк – то же самое, звук произносится твердо.

Запомните, что в некоторых заимствованных словах и именах «ж» все-таки бывает мягким [ж’]: жюри [ж’]юри, Жюльен [ж’]юльен.

Аналогичным образом есть в русском языке такие согласные, которые никогда не произносятся твердо:

  • [й’] – [й’]огурт;
  • [ч’] – [ч’]ирикать и [ч’]асы – звук одинаково мягкий;
  • [щ’] – [щ’]ека и [щ’]упальца – аналогично: несмотря на то, какая гласная стоит после этого согласного, он все равно произносится мягко.

Иногда в некоторых учебниках мягкость этих звуков не обозначается апострофом при транскрипции – раз уж все и так знают, что твердыми эти звуки в русском языке не бывают. А еще «щ» нередко принято обозначать как [ш’:].

Запомните еще, что согласные «ж», «ш», «ч», «щ» называются шипящими.

План фонетического разбора

  1. Для начала нужно правильно записать слово с точки зрения орфографии.
  2. Затем разделить слово на слоги (помним, что слогов в слове столько, сколько в нем гласных букв), обозначить ударный слог.
  3. Следующим пунктом идет фонетическая транскрипция слова. Не стоит сразу транскрибировать слово – для начала попробуйте произнести его вслух. Если потребуется, проговорите несколько раз – пока не сможете с уверенностью сказать, какие именно звуки надо записать.
  4. Охарактеризуйте по порядку все гласные звуки: обозначьте ударные и безударные.
  5. Охарактеризуйте по порядку все согласные звуки: обозначьте парные и непарные по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
  6. Подсчитайте и запишите, сколько в слове букв и сколько звуков.
  7. Отметьте те случаи, в которых количество звуков не соответствует количеству букв, и объясните их.

В письменном фонетическом разборе звуки записываются сверху вниз в столбик, каждый звук заключается в квадратные скобки – . В конце следует подвести черту и под ней записать количество букв и звуков в слове.

Специальные знаки транскрипции

Теперь о том, как надо правильно обозначать звуки при транскрипции:

  • [ " ] – так обозначатеся ударный гласный в основном ударном слоге (О"сень);
  • [ `] – так обозначается побочный (второстепенный) подударный гласный звук: обычно такой подударный слог расположен в начале слова, встречается в сложных словах и словах с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс-, вице- и другими (`околозЕ"мный);
  • [’] – знак смягчения согласного звука;
  • [Λ] – знак транскрипции для «о» и «а» в следующих случаях: позиция в начале слова, первый предударный слог в позиции после твердого согласного (арка [Λрка], король [кΛрол’]);
  • – более «продвинутый» знак транскрипции для записи йотированных звуков, можно использовать и [й’].
  • [и э ] – нечто среднее между [и] и [э], используется для обозначения гласных «а», «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после мягкого согласного (блесна [бл‘и э сна]);
  • [ы э ] – нечто среднее между [ы] и [э] или [ы] и [а], используется для обозначения гласных «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после твердого согласного (шептать [шы э птат ‘];
  • [ъ] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «е» в позициях после твердого согласного в предударном и заударном слоге (молоко [мълΛко]);
  • [ь] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «я», «е» в позиции после мягкого согласного в безударном слоге (варежка [вар‘ьшка]);
  • [–] – знак, обозначающий отсутствие звука на месте «ъ» и «ь»;
  • [ ‾ ]/[ : ] – знаки транскрипции (можно использовать один или другой по выбору – это не будет ошибкой) для обозначения долготы согласных (бояться [бΛй’ац:ъ]).

Как видите, все очень непросто с транскрипцией букв в звуки. В школьной программе, как правило, эти усложненные и более точные знаки транскрипции не используются или используются мало. Только при углубленном изучении русского языка. Поэтому разрешается вместо «и с призвуком э» и прочих сложных обозначений применять в фонетическом разборе звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и [й’].

Правила транскрипции

Не забывайте также о следующих правилах транскрипции согласных:

  • озвончение глухих согласных в позиции перед звонкими (сгибать [зг’ибат’], косьба [кΛз’ба]);
  • оглушение звонких согласных в позиции на конце слова (ковчег [кΛфч’эк]);
  • оглушение звонкого согласного в позиции перед глухим, например, звонкого «г», который может превращаться в глухие звуки [к] и [х] (ногти [нокт’и], легкий [л’охк’ий’]);
  • смягчение согласных «н», «с», «з», «т», «д» в позиции перед мягкими согласными (кантик [кан’т’ик]);
  • смягчение «с» и «з» в приставках с-, из-, раз- в позиции перед «ъ» (изъять [из’й’ат’]);
  • нечитаемые согласные «т», «д», «в», «л» в сочетаниях из нескольких согласных букв подряд: при этом сочетание «стн» произносится как [сн], а «здн» – как [зн] (уездный [уй’эзный’]);
  • сочетания букв «сч», «зч», «зщ» читается как [щ’] (счеты [щ’оты]);
  • сочетания «чн», «чт» произносятся [ш] (что [што], конечно [кΛн’эшнъ]);
  • суфиксы инфинитива -ться/-тся транскрибируются [ц] (кусаться [кусац:ъ]);
  • окончания -ого/-его произносятся через звук [в] (твоего [твъй’эво]);
  • в словах с удовенными согласными возможны два варианта трансркрипции: 1) двойные согласные располагаются после ударного слога и образуют удвоенный звук (кАсса [кас:ъ]); 2) двойные согласные располагаются перед ударным слогом и дают обычный согласный звук (миллиОн [м’ил’ион]).

А теперь давайте рассмотрим фонетическую транскрипцию слов на примерах. Для записи будем использовать упрощенную систему транскрипции согласных звуков.

Примеры фонетической транскрипции слов

  1. отъезд
  2. отъ-е"зд (2 слога, ударение падает на 2-ой слог)
  3. [атй’э"ст]
  4. о - [а] – гласный, безударный
    т- [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    ъ – [–]
    е - [й’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (непарный) и [э] - гласный, ударный
    з - [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    д - [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
  5. 6 букв, 6 звуков
  6. Буква «е» после разделительного «ъ» дает два звука: [й"] и [э]; буква «д» в конце слова оглушается в звук [т]; буква «з» оглушается до звука [c] в позиции пред глухим звуком.

Еще один пример:

  1. грамматика
  2. грам-ма"-ти-ка (4 слога, ударение падает на 2-ой слог)
  3. [грам:ат"ика]
  4. г – [г] – согласный, звонкий (парный), твердый (твердый)
    р – [р] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    мм – [м:] – удвоенный звук, согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, ударный
    т – [т’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
    к – [к] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, безударный
  5. 10 букв, 9 звуков
  6. Сдвоенные согласные «мм» дают удвоенный звук [м:]

И последний:

  1. становились
  2. ста-но-ви"-лись (4 слога, ударение падает на 3-ий слог)
  3. [станав’и"л’ис’]
  4. с – [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    т – [т] – согл.асный, глухой (парный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный,безударный
    н – [н] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    о – [а] – гласный, безударный
    в – [в’] – согласный, звонкий (парный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, ударный
    л – [л’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, безударный
    с – [с’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
    ь – [–]
  5. 11 букв, 10 звуков
  6. Буква «о» в безударной позиции дает звук [а]; буква «ь» не обозначает звука и служит для смягчения предшествующего ей согласного.

Вместо послесловия

Ну как, помогла ли вам эта статья разобраться с фонетическим разбором слов? Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово – на этом пути скрыто много подводных камней. Но мы постарались облегчить вам задачу и максимально подробно объяснить все скользкие моменты. Теперь такое задание в школе не будет вам казаться очень сложным. Не забудьте научить одноклассников и показать им наши полезные инструкции.

Используйет эту статью при подготовке к урокам и сдаче ГИА и ЕГЭ. И обязательно расскажите нам в комментариях, какие примеры фонетических разборов слов вам задают в школе.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Фонетический разбор - это звуковой анализ слова. Чтобы правильно сделать фонетический разбор, нужно разграничивать звуки и буквы нашей речи.

Звук - это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.

При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма - три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.

Гласные звуки в фонетическом разборе

Гласными называются звуки, в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не встречая препятствий, выходит легко через рот.

Гласных звуков шесть - [а, о, у, э, ы, и] , но на письме они обозначаются десятью буквами - а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я . Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-[йэ], ё-[йо], ю-[йу], я-[йа] . Примеры: ехать - хать, ёжик- жик, юла - ла, яма-ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как (в начальной школе допустимо обозначение как [й]).

А, О, У, Ы, Э - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] - всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].

Я, Ё, Ю, И, Е - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми: мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл‘и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].

Буквы Я, Ё, Ю, Е - йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: я - [а], ё - [о], ю - [у], е - [э] : Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [п‘эна].

Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].

В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует .
Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
[й’] - согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.

Обратите внимание:

Буквы Я, Ё, Ю, Е - йотированные. Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:

Я - [а], Ё - [о], Ю - [у], Е - [э]: Лён - [л’ о н] - 3 буквы, 3 звука.

Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:

Я - [й’а], Ё - [й’о], Ю - [й’у], Е - [й’э]: Ёлка - [й’ о л к а] - 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] - 4 буквы, 5 звуков.

Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и];
после согласных Ж, Ш, Ц даёт звук [ы]: зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]: кОтик - [ кОт ‘ и к], скворцы - [с к в а р ц ы];
гласная Е под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]: лес [л’эс], лесА [л’исА] (см. лисА [л’исА]), весна [в’исна];
в некоторых иноязычных словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо: кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл’];
гласная Я под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]: мяч - [м’ач’], рябина - [р’эб’ина], пятно - [п’итно].

Согласные звуки в фонетическом разборе

Согласными называются звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных букв всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких согласных и 10 глухих.

Звонкие - б, в, г, д, ж, з , р, л, н, м
Глухие - п, ф, к, т, ш, с , х, ц, ч, щ

Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слове они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому.

Произносим: [сат], [хлеп], [морос], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз"ба], а пишем косьба.

Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите - б, в, г, д, ж, з.

Остальные 4 звонких - р, л, н, м и 4 глухих - х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим.

Из числа согласных выделяются 4 шипящих - ж, ч, ш, щ .

Все согласные, кроме шипящих и ц могут быть и твердыми, и мягкими.

Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].

При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].

Был, бал - согласные б, л в этих словах твердые. Били - согласные б, л в этом слове произносятся мягко.

Обычно мягкость согласного звука легко различается на слух.

Мягкость согласного создается дополнительной артикуляцией - подъемом средней части языка к твердому нёбу. На конце слов мягкость согласных слышится еще более отчётливо, так как она часто служит и средством различения значения слова: стал - сталь, был - быль, стань - cтan, жарь - жар.

Согласный ц и согласные шипящие ж, ш в русском языке всегда являются твердыми, шипящие ч, щ - всегда мягкими.

После ц мягкий знак никогда не пишется (палец, колодец, огурец), а после шипящих ж, ш, а также ч, щ мягкий знак иногда ставится, но не для обозначения мягкости предшествующего согласного, а для указания на различные грамматические формы слов - рода, числа, обозначения части речи (ночь, мышь, режь, туч).

Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами:

1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными - сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо;
2) постановкой после согласного букв и, е, ё, ю, я; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и "ц") произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком - бил, бюро, дядя, реже, серый.

В некоторых словах с двумя согласными, если первый из них произносится мягко, после него пишется ь - весьма, просьба, молотьба, женитьба и т. д.
В других же словах, хотя и слышится мягкость первого согласного, ь (мягкий знак) не пишется - ранний, каменщик, кончик.
Кроме смягчения согласных, мягкий знак употребляется еще и для разделения звуков, когда он стоит между согласной и гласной (семья, вьюга, бьют)

б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с - парные согласные по звонкости-глухости.
л, м, н, р, й - непарные звонкие согласные.
х, ц, ч, щ - непарные глухие согласные.
ч, щ, й - всегда мягкие согласные.
ж, ш, ц - всегда твердые согласные.
ж, ш,ч, щ - шипящие.

Обратите внимание:

парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются): гриб - [гр’ и п], лавка - [л а ф к а];

Й, Ч, Щ - [й’], [ч’], [щ’] - всегда мягкие;
Ж, Ш, Ц - [ж], [ш], [ц] - всегда твердые;

Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в,д, л, т пишутся: чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].

Сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН - [зн]: звёздный - [з в’ о з н ы й’], лестница - [л’ эс ‘н’и ц а].

Иногда на месте буквы Г перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]: когти - [к о к т’ и], мягкий - [м’ ах ‘ к ‘ и й’];

иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается: сделал - [з’ д’ э л а л].

Между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко: зонтик - [з о н’ т ‘и к];
иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ: стаканчик - [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик - [см’э н’ щ’ и к];

Удвоенные согласные располагаются
после ударного гласного, то дают длинный звук: грУппа [ груп:а], вАнна [ ван:а];
перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]: бриться - [бр’ иц:а];
иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]: конечно - [ кан ‘ эшна ], скучно - [ скушна ], что - [ш т о], чтобы - [штобы];
буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ’]: щавель [щ ‘ав ‘ эл ‘ ], счастливый [ щ ‘асливый ‘ ], извозчик [извощ ‘ик], перебежчик [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ик];
в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]: белого - [б’ Э л а в а].

Мягкий и твердый знаки в фонетическом разборе

Ь и Ъ не обозначают звуков, но влияют на произношение слова, а значит и на транскрипцию.

Мягкий знак

  • служит для обозначения мягкости согласных: моль [мол’], только [тол’ко];
  • выступает в качестве разделительного знака (как и твердый знак Ъ) после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и, подсказывая появление звука [й’]: вьюга [в’й’уга], заячьи [зай’ач’й’и];
  • указывает на грамматическую форму слова, не влияя на произношение: тишь [т’иш], лишь [л’иш], беречь [б’эр’эч’].

Твердый знак Ъ не обозначает звуков, разделяет приставки на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, освобождая звук [й’]: объезд [абй’эст’, подъем [падй’ом].

Слог при фонетическом разборе

Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например: го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я - второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.

Ударение

Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это - звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе-ресторан, торгово-промышленный).

Ударение в русском языке может стоять на любом слоге на первом, на втором, на третьем и т. д. Поэтому оно называется свободным (кни"га, бума"га, переде"лка).

Ударение может быть как подвижным, так и постоянным. Постоянное ударение всегда ставится на одном и том же слоге (тоска, тоски, тоской). Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка).

Ударение в русском языке не только выполняет произносительную функцию (т. е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но может одновременно указывать и на различное смысловое значение слова (у́же и уже́, засы́пать и засыпа́ть, до́ма и дома́).

Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

  1. Запишите слово.
  2. Запишите транскрипцию.
  3. Поставьте ударение.
  4. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
  5. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  6. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
  7. Опишите звуки:Гласный, ударный или безударный.Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  8. Сосчитайте и запишите количество звуков.
  9. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Образец фонетического разбора:

его [й"и-во́] - 2 слога
е- [й"] согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[и] гласный, безударный
г- [в] согласный, звонкий парный, твердый парный
о- [о] гласный , ударный
3 буквы 4 звука

соловья́ [са|ла|в"йа] -3 слога
с [с] - согласный, глухой парный, твёрдый парный
о [а] - гласный, безударный
л [л] - согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
о [а] - гласный, безударный
в [в’] - согласный, звонкий парный, мягкий парный
ь [-]
[й’] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
я
[а́] - гласный , ударный.
7 букв, 7 звуков.

пра́здник; [пра́|з’н’ик] - 2 слога
п [п] - согласный, глухой парный, твёрдый парный
р [р] - согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
а [а́] - гласный, ударный
з [з’] - согласный, звонкий парный, мягкий парный
д [-]
н [н’] - согласный, звонкий непарный, мягкий парный
и [и] - гласный, безударный
к [к] - согласны й, глухой парный, твёрдый парный
8 букв, 7 звуков

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию. Помните, что Ь, Ъ, Е, Ё, Ю, Я - буквы и их в транскрипции быть не может.

Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.

Основные трудности вызывает правильная запись транскрипции слова. Закройте глаза и проговорите слово так, как вы обычно его произносите в своем разговоре, но медленно. Это и будет транскрипция. Выделите звуки, произносимые мягко, найдите звуки, которые не соответствуют буквам. Определите буквы, которым соответствует 2 звука. И тогда при определенном опыте у вас станет легко получаться записывать транскрипцию любого сова.

Задания на закрепление темы

Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б"] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например: шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с разными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и способам образования. Дети учатся разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. А также производить многие другие языковые операции.

Обоснование темы

После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания - фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения - из слов, а слова - из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам - начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе.

Понятие фонетического разбора

Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика».

Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать - записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после - в звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове.

Пример первый

Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла]. Анализируем:

  • п - [п] - это звук согласный, он глухой, парный, пара - [б], твердый;
  • о - [а] - это гласный звук, безударный;
  • к - [к] - звук согл., он глух., парн., [пара - г], твёрд.;
  • р - [р] - звук поэтому непарный по звонкости, твёрдый;
  • ы - [ы] - это гласный, в данной позиции безударный;
  • в - [в] - звук этот согл., является звонким, пара его - [ф], твёрдый;
  • а - [а´] - гласный звук, в ударной позиции;
  • л - [л] - это звук согл., относится к сонорным, поэтому непарн., твёрдый;
  • о - [а] - согласный, безударный.

Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает.

Пример второй

Посмотрим, как произвести разбор слова "друзья" по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз"й"а´]. И анализируем:

  • д - [д] - согласный, он звонкий и является парным, пара - [т], твёрдый;
  • р - [р] - согл., звонкий, сонорный, непарный, твёрдый;
  • у - [у] - гласный, безударный;
  • з - [з"] - согл., является звонким, имеет глухую пару - [с], мягкий и тоже парный: [з];
  • ь - звука не обозначает;
  • я - [й"] - полугласный, звонкий всегда, поэтому непарный, всегда мягкий;
  • [а´] - гласный, ударный.

В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука.

Пример третий

Показываем, как следует делать разбор слова "язык" по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й"изы´к]. Разберите фонетически:

  • я - [й"] - полугласный, звонкий, непарный всегда, только мягкий;
  • [а] - этот и безударный;
  • з - [з] - согл., звонкий, парный, пара - [с], твёрдый;
  • ы - [ы´] - гласный, ударный;
  • к - [к] - согласный, глухой, парный, [г], твёрдый.

Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука.

Пример четвёртый

Посмотрим, как выглядит разбор слова "белка" по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б"э´лка]. И произведите :

  • б - [б"] - согл., звонкий, парный, [п], мягкий;
  • е - [э´] - гласный, ударный;
  • л - [л] - согл., сонорный, непар., в данном случае твёрдый;
  • к - [к] - согл., глух., парный, [г], твёрдый;
  • а - [а] - гласный, безударный.

В данном слове одинаковое количество букв и звуков - по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения.

Пример пятый

Теперь давайте сделаем разбор слова "ель" по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л"]. Теперь произведем анализ:

  • е - [й"] - полугласный, звонкий, непарный, мягкий;
  • [э´] - гласный, ударный;
  • л - [л´] - согласный, сонорный, поэтому непарный, в данном слове мягкий;
  • ь - звука не обозначает.

Таким образом, в слове «ель» 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает.

Делаем выводы

Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках "Н", "Р", "Л", "М", следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение: «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные.

Особые случаи разбора

Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд"э´й"], «дождь» - [до´щ"]. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как "праздник", "дрожжи", т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [пра´з"н"ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы.

О роли транскрипции

Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр"иох"а´д"ирный"]. Как видим, ударный тут звук [а].

К вопросу о слогоделении

Слогоделение - тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове "синяя" наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога).

Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе.

Что такое фонетический разбор слова?
Что такое транскрипция?
Как сделать звуко-буквенный разбор слова?
Какие характеристики гласных и согласных звуков даются в фонетическом разборе?

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами.

Фонетический разбор слова — это анализ звукового состава слова. Выполнить фонетический разбор — значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово.

Примечание. В начальной школе этот разбор обычно называют звуко-буквенным разбором слова.

Обозначения, применяемые при фонетическом разборе

Фонетическая запись слова называется транскрипцией . Слово, заданное для фонетического анализа, обозначается в тексте цифрой 1 .

Для оформления фонетической записи используются квадратные скобки. Каждому звуку соответствует один знак. Большая буква не используется. В словах обязательно ставится ударение. Мягкость согласного звука обозначается значком [❜].

Например: галька [гал❜ка], листик [л❜ист❜ик]

Есть ещё один дополнительный значок — знак долготы согласного звука [черта вверху]. Он используется в тех случаях, когда из двух букв получается один звук: длинный [дл❜ин ый❜], сшить [ш ыт❜].

Порядок фонетического разбора слова

  1. Произнести слово, установить количество слогов и место ударения.
  2. Провести фонетическую запись слова.
  3. Охарактеризовать последовательно каждый звук:
    а) назвать гласный звук, определить его как ударный или безударный;
    б) назвать согласный звук, определить: звонкий он или глухой; твёрдый или мягкий.
  4. Записать, сколько в слове букв и сколько звуков.

Краткое разъяснение содержания и последовательности операций фонетического разбора

  1. Произнести слово и послушать себя. Для определения количества слогов следует произнести слово скандируя, т.е. по слогам. Для определения ударного слога слово произнести целиком, слитно.
  2. Записать транскрипцию слова (сделать фонетическую запись).
  3. Характеристика звуков — это называние звуков по порядку следования их в слове. Этот пункт и есть собственно звуковой разбор.
    Следует протянуть или голосом выделить первый звук в составе слова (а не так, как звучит этот звук отдельно, один), затем так же выделить остальные звуки.
    После этого охарактеризовать звук: гласный — ударный он или безударный, согласный — звонкий он или глухой, имеет ли пару по звонкости-глухости, твёрдый или мягкий, имеет ли пару по твёрдости-мягкости.
  4. Подсчитать, сколько в слове букв, и записать; подсчитать, сколько в слове звуков, и записать. Установить их соответствие, т.е. одинаково ли количество букв и звуков или букв (звуков) больше или меньше. Объяснить причину разного количества букв и звуков.

При проведении фонетического разбора слова допускаются варианты:

1) кроме характеристики звуков можно указывать, какой буквой обозначен на письме анализируемый звук;
2) мягкость звуков, не имеющих пары по твёрдости-мягкости, можно не обозначать знаком [❜].

Соловья 1 баснями не кормят

Образец устного фонетического разбора

1-2. Произношу слово соловья — [салав’й’а́].
В этом слове три слога — со|ло|вья. Ударный слог третий. Ударение падает на звук [а]. Первый и второй слоги безударные.
Гласные звуки. В первом и втором слогах звук [а], обозначенный буквой о, слышится и произносится неотчётливо, т.к. безударный. В третьем слоге звук [а], обозначенный буквой я, слышится и произносится отчётливо, т.к. ударный.
Согласные звуки. Звуки [с] и [л] слышатся и произносятся отчётливо, т.к. находятся перед гласными. Звук [в’] слышится и произносится отчётливо. Обозначены эти звуки буквами эс, эль, вэ. Звук [й’] слышится и произносится отчётливо, т.к. находится перед гласным звуком и отделён от предыдущего звука разделительным ь.

3. Гласные звуки.


[а] — безударный, обозначен буквой о;
[а́] — ударный, обозначен буквой я.

Согласные звуки.

[с] — глухой парный, твёрдый парный, обозначен буквой эс;
[л] — звонкий непарный, твёрдый парный, обозначен буквой эль;
[в’] — звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой вэ;
[й’] — звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквами разделительный ь и я.

4. В слове соловья 7 букв и 7 звуков. Количество букв и звуков совпадает: ь я имеет два звуковых значения.

соловья́; со|ло|вья; 3 слога.

с [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;

о [а] — гласный, безударный;

л [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

о [а] — гласный, безударный;

в [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный;

[й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

я [а́] — гласный, ударный.

7 букв, 7 звуков.

Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.

Будет и на нашей улице праздник 1 .

Образец письменного фонетического разбора

пра́здник; пра|здник; 2 слога.

п [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;

р [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

а [а́] — гласный, ударный;

з [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный

н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

и [и] — гласный, безударный;

к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный.

8 букв, 7 звуков

Количество букв и звуков не совпадает, потому что буква д не имеет звукового значения.

Запомни: в транскрипции не могут находиться буквы: Я, Ю, Е, Ё, Ь, Ъ !

Умение анализировать слово с точки зрения его произношения поможет школьнику понять случаи несоответствия того, что мы слышим, тому, что мы пишем, поможет систематизировать знания о фонетике и орфографии (в частности, о принципах орфографии), научит правильно произносить и правильно писать слова. Наиболее распространённым видом такого анализа является фонетический разбор, для которого необходимы сведения о звуках речи.

Фонетический разбор начинается с правильной записи слова, деления его на слоги, постановки ударения.

Затем нужно записать слово так, как оно звучит, то есть сделать его транскрипцию.

Чтобы не ошибиться, нужно произносить слово вслух, обращая внимание на то, как оно и помнить основные правила:

Например, слово МОРОЗ:

мо-рОз, ударение падает на второй слог.

В этом слове оно одинаково: букв 5 и звуков 5.

План фонетического разбора

Таким образом, фонетический разбор делается по следующему плану:

  1. Запись слова, деление на слоги, постановка ударения.
  2. Транскрипция.
  3. Характеристика звуков.
  4. Объяснение случаев несовпадения звуков и букв, изменения звуков.
  5. Подсчёт количества букв и звуков, объяснение в случае несовпадения.

Фонетическая транскрипция видео

Таблицы соответствия букв и звуков для фонетического разбора

С помощью фонетического разбора можно проиллюстрировать случаи оглушения и озвончения согласных, объяснить необходимость проверки безударных гласных постановкой их в сильную позицию (под ударение), рассмотреть примеры несовпадения количества звуков и букв и т. д.


Примеры фонетического разбора

Милиция – ми-лИ-ци-я

7 букв, 8 звуков; буква Я обозначает 2 звука, так как находится после гласной.

Будто — бУд-то

5 букв, 4 звука; звуки Д и Т сливаются в долгий [т¯], происходит оглушение звука Д.

Примеры заданий с элементами фонетического разбора

Возможны занимательные задания, помогающие пробудить интерес школьников к фонетике и орфоэпии, внимательное отношение к орфографии.

Например: определите, какие слова получатся, если произнести в обратном порядке звуки, из которых они состоят? Код, араб, ель, рай, лёд.

(Ответы: ток, пара, лей, яр, толь).

Для выполнения задания детям нужно записать транскрипцию слова и затем прочитать её наоборот: рай — [рай] — [йар] – яр.

Или задание такого типа: определите, сколько раз в предложении «Не трудиться – так и хлеба не добиться» встречаются мягкие согласные.

(Ответ 5: [н’] – 2 раза, [д’] [л’] [б’] – по 1 разу).

Для выполнения этого задания ученикам нужно записать транскрипцию всего предложения. Необходимо помнить, что в потоке речи звуки влияют друг на друга, изменяются. Например, КАК БЫ будет звучать [кагбы], то есть происходит озвончение звука [к] под влиянием последующего звонкого [б]. Подобные задания могут встретиться в олимпиадах по русскому языку.


Правильное деление на слоги помогает переносить слова с одной строки на другую, но необходимо помнить, что деление на слоги не всегда совпадает с делением слова на части для переноса. Правила переноса представлены в таблице:


Новое на сайте

>

Самое популярное