Домой Животные Ученый самоучка константин эдуардович циолковский, цитаты, биография, мировоззрение. Ученые самоучки Ученые самоучки

Ученый самоучка константин эдуардович циолковский, цитаты, биография, мировоззрение. Ученые самоучки Ученые самоучки

В каждой стране есть свои великие изобретатели - Архимед в Древней Греции, Александр Попов в России, Томас Эдисон в США… Есть свои пока еще не совсем признанные изобретатели и в Китае, и сегодня мы поговорим именно о них. Конечно, их изобретения не сравнятся, скажем, с радио или телефоном, но, тем не менее, они стоят того, чтобы на них взглянуть. Хотя бы потому, что все эти механизмы были собраны китайскими умельцами в домашних условиях - на задних дворах и в гаражах.

(Всего 31 фото)

Спонсор поста: Казачий хор : "Московский Казачий Хор" - это уникальный живой коллектив, несущий в себе энергию и дух славного казачества!
Источник: businessinsider.com

1. Десять лет понадобилось Хе Ляну на то, чтобы модифицировать этот… чемодан, сделав из него транспортное средство. Оно достигает скорости более 19 км/ч и может преодолеть 48-64 км на одной подзарядке.

2. Тао Сянли - изобретатель-самоучка - собрал этого робота на дистанционном управлении из металлолома и электропроводов, которые он купил с рук, потратив в общей сложности 49 037 долларов. Правда, Тао столкнулся с проблемой, когда понял, что робот слишком большой, чтобы выйти из его комнаты.

3. Этот самодельный мотоцикл высотой 2,38 м стоил своему создателю Абулажону 1300 долларов. Он весит 2702 кг и может достигать скорости в 40 км/ч.

4. На создание этой подлодки у китайского крестьянина ушло пять месяцев. Подлодка успешно опустилась на глубину 9 м в озере рядом с его домом в местечке Данцзянкоу, провинция Хубэй.

5. Этот импровизированный трактор оснащен 12 вращающимися щетками, которыми их создатель подметает улицы в городе Мохэ, провинция Хэйлунцзян.

6. Лю Ваньюн создал этот импровизированный велосипед, который держится на плаву благодаря пластиковым трубам.

7. Этот фермер, он же китайский военный в отставке, потратил 6450 долларов на создание этой копии танка.

8. Лю Фулун самостоятельно построил деревянный электромобиль. Машина может разгоняться до 32 км/ч, а это достаточно высокая скорость для самодельного транспортного средства.

9. Чжан Уи со своим изобретением - новой подводной лодкой для отлова морских огурцов (голотурий).

10. Китайский изобретатель Ян Цзунфу радуется успешно пройденным испытаниям своего шаровидного контейнера весом в 5443 кг, который он назвал Ноев Ковчег. Сосуд был создан, чтобы защитить людей, которые находятся внутри, от огня, воды и прочих внешних воздействий.

11. Это колесо создал изобретатель Ли Юнли. Он назвал его «транспортным средством номер один в мире».

12. Чжан Сюэлинь внутри своего самодельного самолета.

13. 55-летний кузнец Тянь Шэнин (справа) поправляет лопасть своего самодельного вертолета.

14. Сунь Цзифа переносит камень во время строительства своего нового дома. Китайский крестьянин Сунь, который частично потерял обе руки в результате несчастного случая на рыбалке 32 года назад, все это время не мог позволить себе покупку протезов. Он потратил два года на то, чтобы его племянники под его руководством создали ему протезы из металлолома, пластика и резины.

15. 49-летний механик Ву соединяет вместе детали своего нового робота в мастерской.

16. 63-летний изобретатель Хань Юйцзы держит одно из своих творений - расческу, которая также служит музыкальным инструментом.

17. Ли Цзинчунь (наверху) - 58-летний фермер - и его самодельный самолет на крыше дома.

18. 49-летний Чжан Яли испытывает созданный им и его друзьями огромный велосипед.

19. Фермер Шу Маньшэн завис над землей в своем самодельном летающем устройстве во время его тестирования во дворе дома.

20. Автомеханик Дин Шилу проводит испытания своего самодельного летательного аппарата на замерзшем водоеме.

21. Лэй Чжицянь едет… точнее, плывет на велосипеде.

22. Гао Ханьцзе устанавливает лопасти на свой самодельный вертолет.

23. Рабочий полирует поверхность незаконченной миниатюрной подлодки в мастерской местного кустаря-изобретателя.

Мы обещали рассказать и о таком проявлении дилетантизма, как дилетантизм ученых-самоучек. Их стоит выделить в особую группу потому, что они в еще более резких тонах подчеркивают парадоксальность ситуации «дилетант-специалист». В резких по той причине, что самоучки не получили никакого образования, это люди, которые поистине создали сами себя. О некоторых уже довелось сказать ранее: о М. Ломоносове, В. Франклине, А. Холле. Сейчас назовем другие имена. Об иных из них тоже шла уже речь, но в другой связи.

Успехи К. Гаусса в науке столь велики, что еще при жизни ему присвоили титул «короля математиков». Эти слова были выгравированы на памятной медали, выпущенной в 1855 году. В тот год он, к сожалению, и умер.

Однако в математику К. Гаусс вошел самоучкой. Сын водопроводчика из немецкого города Брауншвейга, он не располагал возможностью учиться в школе. Самостоятельно проштудировал труды И. Ньютона, Ж. Лагранжа, Л. Эйлера, став «с веком наравне». А вскоре он уже обогнал его, заглянув на многие десятилетия вперед.

Интересно, что до 19 лет К. Гаусс еще колебался - быть ли ему математиком или филологом. К последней он питал столь же сильную страсть. Вопрос решился сам собой. Вскоре К. Гаусс сделал одно крупное математическое открытие. Это и определило окончательный его выбор.

Не имели специального образования известный норвежский математик начала XIX века Н. Абель и крупный английский математик и логик XIX века, основоположник математической логики Д. Буль. Высшей математикой оба они овладели самостоятельно.

В ряду самоучек находим имена и многих других выдающихся ученых. Английский химик Д. Дальтон происходил из бедной семьи ткача. Всеми знаниями он обязан только самообразованию.

Его великий соотечественник, блестящий ученый первой половины XIX века М. Фарадей также приобщился к науке благодаря самовоспитанию. Родился в семье кузнеца. После короткого пребывания в начальной школе он 13 лет поступил в обучение к переплетчику. Узнал и другие профессии. Так, работая, юноша одновременно много читал, посещал публичные лекции ученых.

Постепенно пришло желание самому испытать свои силы в науке. Обратился к Г. Дэви с просьбой принять его на работу в Королевский институт. В свое время многих шокировало, что Г. Дэви взял в лабораторию не имевшего физического (ни вообще какого-либо систематического) образования М. Фарадея. Более того, вскоре поручил молодому человеку чтение курса лекций, хотя тот был всего лишь простым служителем-лаборантом. Не случайно поэтому говорят, что самое крупное научное достижение Г. Дэви - открытие... М. Фарадея.

Нелегким был путь в науку замечательного русского ученого XIX-XX веков П. Лебедева, установившего факт светового давления. Он рано почувствовал влечение к физике, однако из-за отсутствия гимназического диплома не мог поступить в русский университет, поэтому образование добывал, полагаясь лишь на собственные силы. Юноша едет за границу и работает в физических лабораториях ряда западноевропейских университетов. Там он самостоятельно определяет тему научного исследования, защищает диссертацию, а затем возвращается в Россию, где и выполняет свои блестящие работы, принесшие ему мировую известность.

Как видим, перед нами проходят славные фамилии. И все же «чемпионом» самоучек, наверное, по праву называют французского естествоиспытателя XIX - начала XX века Ж. Фабра. Нищета заставила его рано покинуть родной дом. «Ты вырос, сын, - сказал мальчику отец, - должен кормить себя сам». Работая кем придется (и пастухом, и грузчиком), юноша упорно овладевал знаниями.

Круг интересов Ж. Фабра весьма широк. Неплохо знал математику и астрономию, зоологию и археологию, другие естественные науки, писал стихи. Но это были не мимолетные увлечения. Он получил даже по некоторым наукам ученые степени, например по физике, химии, зоологии, литературе. Однако более всего Ж. Фабр любил изучать поведение насекомых. Этим занимается наука энтомология. Он посвятил ей всю свою долгую, более чем девяностолетнюю, жизнь.

Его усилия венчает десятитомное сочинение «Энтомологические воспоминания», в которых, по признанию специалистов, содержится сведений больше, чем добывают порой целые коллективы, оснащенные лабораториями и первоклассным оборудованием.

Конечно, в те давние времена наука не уходила еще столь далеко в глубь природы и не возносилась так решительно ввысь абстракций, как она это делает ныне. Потому и успехи самоучек прошлого так же, как и других дилетантов-любителей, возможно, не кажутся столь уж парадоксальными. Однако и наше время дает немало аналогичных, хотя, быть может, и не всегда таких же ярких примеров.

В начале XX века на небосводе математической науки взошла яркая звезда, к сожалению, рано потухшая. То был выдающийся индийский ученый Ш. Рамануджан.

Его открыл Г. Харди, которому он выслал на суд свои работы, до того уже отклоненные двумя крупными английскими же математиками. Но более всего интересно то, что Ш. Рамануджан начинал трудовую жизнь бедным конторским служащим. Образования получить не смог и все постигал сам. Фактически он не имел никакого представления о точности современного научного вывода, более того, по-видимому, вообще не понимал, как проводить доказательство. Основным положениям математики его и обучил Г. Харди.

Однако, несмотря на это, Ш. Рамануджан раскрыл, точнее даже сказать, «почувствовал» (вспомним поразительные возможности интуиции) новые перспективные возможности в теории чисел. Эта теория насчитывает тысячелетия, ею занимались все великие математики. Но талантливый индус увидел то, чего не замечали ранее все.

Английский биолог-генетик Р. Фишер не имел математического образования. Между тем его книга по математической статистике вошла, можно сказать, в золотой фонд науки, утвердившись как наиболее ценное пособие по статистическим методам. Вначале книга не была принята ученым миром. Она подвергалась уничтожающей критике со стороны специалистов-математиков. Это как раз и объяснялось тем, что автор самоучка, не владевший ни стилем, ни методами, присущими хорошему математику.

Все же новые представления пробили стену непонимания. Книга выдержала несколько изданий и дала, по оценкам сведущих людей, «неизмеримо больше, чем все учебники по математической статистике». И это, несмотря на то, что автор фактически дилетант (а, может быть, именно потому , что дилетант?..).

Конечно, в наше время уже трудно отыскать самоучек наподобие тех, что встречались в пору классической эпохи. Все же в развитых странах, задающих тон в науке, образование стало более доступным, чем ранее. Но как тут не отметить ученых, хотя и прошедших курс обучения, однако овладевших рядом сложных дисциплин самостоятельно. Среди них советский физик, академик Я. Зельдович, который не имеет вузовского диплома и науку постиг сам, а также крупнейший советский физик Л. Ландау. Правда, Л. Ландау учился в школе и в вузе, притом сразу на двух факультетах. Но высшей математике его в школе не обучали, а освоил он ее в очень раннем возрасте. Л. Ландау как-то заметил, что не помнит себя не умеющим интегрировать. Уже в 14 лет он пытался поступить в университет. Не приняли, посчитали, что молод. Поступил чуть позже. Надо ли говорить, что и в университете будущий ученый занимался (притом на двух факультетах сразу) не тем, чем были заняты его сокурсники, а также, как и в школе, самостоятельно изучал новейшие разделы физического и химического знания.

Читателю, может быть, небезынтересно будет узнать, что и знаменитый английский ученый современности, один из создателей кибернетики, У. Эшби, не имел ни математического, ни физического образования. Вообще, по профессии он врач. Полжизни проработал в психиатрической больнице, а потом увлекся новой отраслью знания. Сам овладел математикой, теорией информации, всем комплексом дисциплин, необходимых для понимания процессов в кибернетике, и затем получил здесь выдающиеся результаты.

Как видим, не только классическая, но и современная наука полна примеров открытий, сделанных дилетантами. Американские науковеды проводили в середине XX века такой эксперимент.

Они подобрали две группы научных работников и предложили каждой одну и ту же исследовательскую задачу так, что в решении задачи ученые одной группы оказались специалистами, а ученые другой группы - дилетантами. Обнаружилось, что вторые не только успешно справились с проблемой, но и нашли оригинальных решений больше, чем специалисты.

Но, может быть, неудачно подобрали состав первой группы? Тогда условие эксперимента обернули и задание формулировали так, что специалисты оказывались дилетантами, а дилетанты - специалистами. И что же? Снова похожий результат.

Более того, осознание роли дилетантов отразилось на организационных формах современной науки.

Ныне традиционное обособление ученых, когда они работали каждый сам по себе, индивидуально, постепенно отходит в прошлое. Побеждают коллективные начала. Как правило, научные исследования ведутся группами, в которые включаются ученые разных профилей, то есть наряду со специалистами по данной отрасли видим там же и дилетантов. Такой коллектив считается более продуктивным в выдвижении новых идей, нежели когда объединяются одни лишь специалисты.

На этом заканчиваем рассмотрение фактов (пока лишь просто фактов), подтверждающих парадоксальный вывод о плодотворном влиянии на развитие познания любителей, неспециалистов, исследователей, пришедших со стороны.

Действительно, оказываются слишком заметными вложения, сделанные дилетантами, людьми, явившимися в некоторую отрасль, а то и в науку вообще, извне. Не зря, видно, кто-то обронил: «Когда-нибудь случайный прохожий удивит науку больше, чем она удивляет нас сейчас».

А теперь настала пора объяснить, в чем же причины столь странного явления. Казалось бы, в такой сфере, как научное исследование, предполагающей хорошее знание предмета, образованность, эрудицию, не должно быть места дилетантству. Не освоив того, что уже добыто, как можно идти вперед? Оказывается, можно. Далее мы и попытаемся рассказать, почему это происходит.

У большинства из них нет не только высшего образования, но даже среднего. Примечательно, что это не помешало совершать удивительные открытия и становиться основоположниками совершенно новых научных дисциплин.

Константин Эдуардович Циолковский

Русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике.
В училище, по неизвестным причинам, Константин так и не поступил, но решил продолжить образование самостоятельно. Живя буквально в Москве на хлебе и воде (отец присылал 10-15 рублей в месяц), принялся упорно заниматься. «Кроме воды и чёрного хлеба у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц 90 копеек.» Для экономии средств Константин передвигался по Москве только пешком. Все свободные деньги тратил на книги, приборы и химические препараты.
Ежедневно с десяти утра и до трёх-четырёх часов дня юноша штудирует науки в Чертковской публичной библиотеке - единственной бесплатной библиотеке в Москве того времени.
Работа в библиотеке была подчинена чёткому распорядку. С утра Константин занимался точными и естественными науками, требовавшими сосредоточенности и ясности ума. Затем переключался на более простой материал: беллетристику и публицистику. Активно изучал «толстые» журналы, где публиковались как обзорные научные статьи, так и публицистические.
За три года Константин полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской.

Сриниваса Рамануджан Айенгор

Не имея специального математического образования, получил замечательные результаты в области теории чисел. Наиболее значительна его работа совместно с Годфри Харди по асимптотике числа разбиений p(n).
В школе проявились его незаурядные способности к математике, и знакомый студент из города Мадраса дал ему книги по тригонометрии. В 14 лет Рамануджан открыл формулу Эйлера о синусе и косинусе и был очень расстроен, узнав, что она уже опубликована. В 16 лет в его руки попало двухтомное сочинение математика Джорджа Шубриджа Карра «Сборник элементарных результатов чистой и прикладной математики», написанное почти за четверть века до этого (впоследствии, благодаря связи с именем Рамануджана, эта книга была подвергнута тщательному анализу). В нём было помещено 6165 теорем и формул, практически без доказательств и пояснений. Юноша, не имевший ни доступа в вуз, ни общения с математиками, погрузился в общение с этим сводом формул.
В 1913 году известный профессор Кембриджского университета Годфри Харди получил письмо от Рамануджана, в котором Рамануджан сообщал, что он не заканчивал университета, а после средней школы занимается математикой самостоятельно. К письму были приложены формулы, автор просил их опубликовать, если они интересны, поскольку сам он беден и не имеет для публикации достаточных средств. Между кембриджским профессором и индийским клерком завязалась оживленная переписка, в результате которой у Харди накопилось около 120 формул, неизвестных науке. По настоянию Харди в 27-летнем возрасте Рамануджан переехал в Кембридж. Там он был избран в члены Английского Королевского общества (Английская академия наук) и одновременно профессором Кембриджского университета. Он был первым индийцем, удостоенным таких почестей.

Милтон Хьюмасон

Родился в штате Миннесота, в семье крупного банкира. В 14 лет бросил школу и с 1917 начал работать в обсерватории Маунт Вильсон - вначале разнорабочим, потом ночным ассистентом. Несмотря на отсутствие у него специального образования в тот момент, проявил незаурядные способности наблюдателя, и по распоряжению Д. Э. Хейла вскоре был зачислен в штат научных работников. Работал в обсерватории Маунт-Вильсон до своей отставки в 1957.
Основные труды в области спектральных характеристик звёзд и галактик. В начальный период своей деятельности совместно с У. С. Адамсом и А. X. Джоем участвовал в программе определения спектральных абсолютных величин 4179 звёзд; получил большое число снимков туманностей и звёздных областей. В 1928 успешно продолжил начатые в обсерватории Маунт-Вильсон систематические спектральные наблюдения слабых галактик с целью определения их скоростей. Разработал специальную методику для фотографирования спектров слабых галактик на 100-дюймовом, а затем и на 200-дюймовом рефлекторах; в 1930-1957 определил лучевые скорости 620 галактик. Выполнил спектральные наблюдения большого числа сверхновых, бывших новых и слабых голубых звёзд, включая белые карлики. В 1961 году открыл комету (1961e), отличавшуюся высокой активностью на больших расстояниях от Солнца.

Камиль Фламмарион

Высшего образования не получил. С 1858 по 1862 года работал под руководством Леверье вычислителем в Парижской обсерватории, с 1862 по 1866 года работал при Бюро долгот, в 1876-1882 году был сотрудником Парижской обсерватории. Состоял редактором научного отдела журналов «Cosmos», «Siecle», «Magasin pittoresque».
Кроме астрономии, Фламмарион занимался проблемами вулканологии, земной атмосферы, климатологией. В 1867-1880 годах совершил несколько подъёмов на воздушных шарах с целью изучения атмосферных явлений, в частности атмосферного электричества.

Майкл Фарадей

Фарадей так и не сумел получить систематическое образование, но рано проявил любознательность и страсть к чтению. В магазине было немало научных книг; в позднейших воспоминаниях Фарадей особо отметил книги по электричеству и химии, причём по ходу чтения он сразу начал проводить простые самостоятельные опыты. Отец и старший брат Роберт в меру своих возможностей поощряли тягу Майкла к знаниям, поддерживали его материально и помогли изготовить простейший источник электричества - «Лейденскую банку». Поддержка брата продолжалась и после скоропостижной смерти отца в 1810 году.
Важным этапом в жизни Фарадея стали посещения Городского философского общества (1810-1811 годы), где 19-летний Майкл по вечерам слушал научно-популярные лекции по физике и астрономии, участвовал в диспутах. Некоторые учёные, посещавшие книжный магазин, отметили способного юношу; в 1812 году один из посетителей, музыкант Уильям Денс (William Dance), подарил ему билет на цикл публичных лекций в Королевском институте знаменитого химика и физика, первооткрывателя многих химических элементов Гемфри Дэви.
Открыл электромагнитную индукцию, лежащую в основе современного промышленного производства электричества и многих его применений. Создал первую модель электродвигателя. Среди других его открытий - первый трансформатор, химическое действие тока, законы электролиза, действие магнитного поля на свет, диамагнетизм. Первым предсказал электромагнитные волны. Фарадей ввёл в научный обиход термины ион, катод, анод, электролит, диэлектрик, диамагнетизм, парамагнетизм и другие.

Уолтер Питтс

Уолтер Питтс родился в Детройте 23 апреля 1923 года в неблагополучной семье. Он самостоятельно изучал в библиотеке латинский и греческие языки, логику и математику. В 12 лет он прочитал за 3 дня книгу «Principia Mathematica» и нашёл в ней несколько спорных моментов, о чём он и написал одному из авторов трёхтомника - Бертрану Расселу. Рассел ответил Питтсу и предложил ему поступить в аспирантуру в Великобритании, однако Питтсу было всего 12 лет. Через 3 года он узнал, что Рассел приехал читать лекции в Университете Чикаго и сбежал из дома.
В 1940 году Питтс знакомится с Уорреном МакКалоком и они начинают заниматься идеей МакКалока о компьютеризации нейрона. В 1943 году они опубликовали работу «Логическое исчисление идей, относящихся к нервной активности».
Питтс заложил основы революционного представления о мозге как о компьютере, что стимулировало развитие кибернетики, теоретической нейрофизиологии, компьютерных наук.

Владимир Андреевич Никонов

Учёный-самоучка без высшего образования, один из крупнейших советских ономастов. Почётный член Международного комитета ономастических наук при ЮНЕСКО (1972).
После гимназии он нигде не учился, занимаясь исключительно самообразованием. У Никонова, таким образом, не было высшего образования, аттестата о среднем образовании и свидетельства об окончании начальной школы.
Основные научные интересы в ономастике - русские фамилии, географические названия (топонимы), названия космических объектов (астронимы), клички животных (зоонимы). В различных советских энциклопедиях опубликовано более 300 статей и заметок Никонова. Читал лекции в 18 вузах СССР.

Борис Васильевич Кукаркин

Окончив школу, занимался самообразованием и в 18-летнем возрасте возглавил обсерваторию Нижегородского общества любителей физики и астрономии, пробыв на этом посту до 1931 г.
В 1928 г. обнаружил зависимость между периодом и спектральным классом затменных переменных звёзд.
В 1934 г. совместно с П. П. Паренаго установил статистическую зависимость между амплитудой вспышки и продолжительностью циклов между вспышками у переменных типа U Близнецов, что привело к предсказанию ими вспышки новоподобной звезды T Северной Короны.
Провел исследования кривых блеска, периодов и светимостей цефеид.

Виктор Степанович Гребенников

Российский энтомолог и апиолог, художник-анималист, специалист по разведению и охране насекомых, писатель. Заслуженный эколог России, член Международной ассоциации учёных-исследователей пчёл, а также член Социально-экологического союза и Сибирского экологического фонда.
Самоучка, не имел высшего образования.
В 1946 году был осуждён за подделку хлебных карточек (нарисовал их "от руки"), освобождён по амнистии 1953 года. С 1976 года работал в Новосибирске, в Сибирском НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства. Создал в посёлке Краснообск Новосибирской области, где проживал, несколько микрозаповедников (заказников) для насекомых.
Всю свою жизнь посвятил изучению насекомых.
Умер 10 апреля 2001 в возрасте 73 лет.

Израиль Моисеевич Гельфанд

Основные труды Гельфанда относятся к функциональному анализу, алгебре и топологии. Один из создателей теории нормированных колец (банаховых алгебр), которая послужила отправным пунктом созданной им (совместно с М. А. Наймарком) теории колец с инволюцией и теории бесконечномерных унитарных представлений групп Ли, имеющей существенное значение для теоретической физики. Наряду с этим автор фундаментальных результатов в области теории обобщённых функций, занимался дифференциальными уравнениями, теорией топологических линейных пространств, обратными задачами спектрального анализа, квантовой механикой, динамическими системами, теорией вероятностей, приближёнными и численными методами и другими областями математики. Автор многочисленных работ по нейрофизиологии волевых движений, клеточной миграции в тканевых культурах, протеомике (классификации третичной структуры белков) и алгоритмизации клинической работы врачей.
Примечательно, что он является основоположником крупной научной школы, хотя сам не получил даже среднего образования.

Константин Циолковский, цитаты которого не потеряли актуальности даже сегодня день, - пример целеустремленности и потрясающего терпения. Родился в 1857 году в городе Рязани, перенес в детстве скарлатину, после которой почти потерял слух.

Жизнь и творчество

Костя с детства увлекался инженерией. Движение без участия человека, действие пружины на предмет, коляски и локомотивы - все это были самодельные игрушки на домашнем станке. Впечатленный успехами сына, отец отправляет мальчика в Москву, но в училище непросто поступить. Ничего не добившись, Константин возвращается домой, сдает экзамен на преподавателя, и зарабатывает на жизнь званием учителя.

Именно в этот период Циолковский, цитаты о человеческом терпении которого мы слышим каждый день, полностью отдается изобретению механизмов. Ученный-самоучка не создавал ракету, но его идея реактивного двигателя (инерция создает энергию) вдохновила Сергея Королева и Андрея Туполева, была катализатором для пытливых умов.

Человеческие иллюзии и страхи

Цитаты Циолковского о человеке и о себе взяты из жизни, рождены путем размышления.

  • Человечество открыло для себя солнечную систему. Изучают ее, думают, что они хозяева. Но это ошибка. Мы ничего не можем узнать о космосе по одной системе, это все равно что по одному камню изучать океан.
  • Новые идеи трудно поддерживать, но надо. Не все люди имеют такое драгоценное свойство.
  • Моя цель - продвинуть человечество вперед. Это не дает мне ни хлеба, ни отдыха и ни силы. Но я надеюсь, что мои труды позволят получить обществу могущество и горы хлеба.
  • Мужество нужно вырабатывать, а не сдаваться при первых неудачах. Причины этих неудач можно просто устранить.
  • После упражнений в воде и прогулок я молодею, а главное, массирую и придаю свежесть своему мозгу.
  • Каждый человек может добиться всего, если будет думать, что это возможно.

Константин Циолковский, цитаты о космосе и возможностях

Главным для изобретателя всегда была наука и ее продвижение. Желание познать космос придавало самым смелым идеям смысл и силу. Теоретическая космонавтика родилась, когда ученый доказал необходимость применения ракетных «поездов» и использования нескольких ступеней для ракеты.

  • Наша планета - это наша колыбель. Но из колыбели нужно выходить.
  • Космос - настолько бесконечный механизм, что создает иллюзию свободы действия.
  • Создание ракеты, это не самоцель, а только способ для проникновения в космос.
  • То, что сегодня невозможно, завтра станет обычным.
  • Вначале была только мысль и сказка, затем расчет и возможность, а венчает все готовый предмет.
  • Время возможно и существует, но еще не открыто, потому что мы не знаем, где его искать.
  • Весь опыт накопленных знаний ничтожен по сравнению с тем, о чем мы никогда не узнаем.

Смерть как часть природы

Связь с необъятным космосом, великие идеи и достижение сделали Циолковского циничным. Смерть, какой бы страшной для нас ни была, в сравнении со вселенной, - всего лишь явление. В стремлении к совершенству Циолковский, цитаты о смерти которого выглядят шокирующе, выражается вполне определенно.

  1. Если познать природу, страх перед смертью становится несущественным.
  2. Всегда стремлюсь к совершенству. Это касается и людей. Можно заботиться о насильниках, умалишенных, калеках, но предотвратить появления их потомства, так и угаснут они в возможном счастье.
  3. Человек тяготеет своей жизнью к 30-50 годам, разница зависит от условий существования. Какие противоречия может вызвать искусственная остановка жизнедеятельности по желанию? Ведь врачи утверждают, что есть быстрые и безболезненные способы.

Будучи оптимистом в жизни, Циолковский Константин Эдуардович цитатами о совершенстве мира разбавлял свои труды, книги, уроки и лекции. Преподавая физику, он вдохновлял на действие не только своих учеников, но и друзей.


Русский изобретатель-самоучка, создавший двухцилиндровую паровую машину. Далеко не у каждого научного открытия счастливая судьба: одни сразу же находят практическое применение, другие дожидаются своей очереди годами и даже целыми столетиями. Так случилось и с паросиловой машиной Ивана Ползунова: современники не оценили по достоинству ее значение.


Талантливый изобретатель, самородок из российской глубинки, Иван Иванович родился в семье солдата, и по окончании в 1742 году арифметической школы, основанной Василием Никитичем Татищевым, был определен «механическим» учеником к мастеру Никите Бахореву на один из уральских заводов. Когда горнозаводскому специалисту Ивану Ползунову исполнилось 20 лет, его перевели на Колывано-Воскресенские заводы Алтая, где добывались драгоценные металлы для царской казны: получив должность гиттеншрейбера, Иван Ползунов занимался подготовкой отчетов о ходе производства. Его конструкторская деятельность, по мнению историков-биографов, началась в 1754 году, когда для нужд завода Иван Иванович строил «вододействующую лесопилку». Любознательный, усердный, жадный до знаний, он самостоятельно изучал книги по металлургии и минералогии. Став одним из самых технически грамотных работников завода, он заботился о том, чтобы облегчить труд людей: предлагал множество остроумных новшеств в работе, однако проекты его пылились в архиве.


Существом почти равным Богу был для Ползунова Михаил Васильевич Ломоносов: Иван Иванович досконально изучил все труды великого ученого в области химии, физики, добычи и плавки руд. Ознакомился он также с работами известного российского химика Ивана Андреевича Шлаттера, в чьей книге «Обстоятельные наставления рудному делу» описывались английские и венгерские паровые машины, которые играли большую роль в промышленности этих европейских стран. В то время горнозаводские производственные процессы в России находились в полной зависимости от водяного колеса основного источника энергии: из оборудования были только воздуходувные мехи и молоты для ковки металла, приводимые в движение силой воды. Иван Ползунов задался целью «водяное руководство пресечь», и в апреле 1763 года представил начальнику завода Андрею Ивановичу Порошину проект «огненной машины».


От заграничных аналогов паровой двигатель Ползунова отличался, прежде всего, наличием двух цилиндров, вместо одного: такая усовершенствованная машина могла подавать «дутье» в печи и откачивать воду, в дальнейшем изобретатель планировал приспособить ее и для других нужд. Примечательны были слова современника Ивана Ивановича, ботаника и минералога Эрика Лаксмана: О проекте, представленном в царский Кабинет, доложили Екатерине II. Своим распоряжением она произвела Ивана Ползунова в «механикуса с чином и званием инженерного капитан-поручика», постановила выдать ему награду «в четыреста рублев» и, по возможности, направить на учебу в Академию наук. В 1764 году по разрешению Канцелярии Иван Ползунов приступил к строительству машины в 15 раз более мощной по сравнению с проектом: она одновременно должна была обслуживать дутьем 1012 печей.


За фантастически короткие сроки, 13 месяцев, Иван Ползунов собрал агрегат в так называемой «машинной хоромине» высотой в 18,5 метра, при этом некоторые детали двигателя весили до 2720 килограмм. Но для того, чтобы воплотить свою задумку Ивану Ползунову понадобилось изготовить еще и различные сопутствующие инструменты, в числе которых был токарный станок для обработки металла на «водяном ходу»... Такая грандиозная работа потребовала от изобретателя максимальной концентрации душевных и физических сил и ослабила его здоровье. Заболев чахоткой, Иван Иванович Ползунов не дожил до пробного запуска своего детища всего неделю.


7 августа машина подала первое дутье и работала с небольшими перерывами до ноября, за это время успела не только окупить все расходы на постройку, но и дать огромную прибыль. Когда у паровой машины прогорел котел, было решено, что «пущать ее в действо по изобилию в здешнем заводе воды, за нужно не признавается». Сломанный агрегат был разобран на части, а имя Ивана Ивановича Ползунова надолго забыто в алтайских краях. Опередивший свой век талантливый механик-самоучка «воскрес» только в памяти своих потомков, высоко оценивших его изобретательский дар. «Иван Ползунов муж, делающий истинную честь своему народу. Он строит теперь огненную машину, однако совсем отличную от тех, которые обычны в Англии и Венгрии. Эта машина должна приводить в действие без воды мехи при плавильных печах, которые обыкновенно приводятся в действие водой. Какое преимущество! В России смогут искусно строить плавильные печи на высоких горах и даже в шахтах».

Новое на сайте

>

Самое популярное