Домой Аксессуары Стихотворения. Виды стихотворений

Стихотворения. Виды стихотворений

При публикации нового стихотворения программа сайта обязательно задает нам один и тот же вопрос: к какому разделу отнести ваше произведение? Чего греха таить, многие из нас отвечают на него случайным образом, особо не задумываясь. Мы вообще не привыкли задумываться над чем-либо всерьез: ведь мы все - «гении», для которых лишние заботы всегда в тягость. Но, к сожалению, до гениальности нам далеко, а правильное отнесение стихотворения к определенному разделу – дело важное и полезное. Оно нужно читателям, пришедшим на сайт почитать стихи вполне определенного типа (нашим читателям и, возможно, нашим будущим друзьям!). Нужно оно и нам самим - как повод задуматься, правильно ли мы написали свое стихотворение, тем ли языком, по тем ли правилам. Потому что каждый жанр, в котором мы пишем свои стихи, заслуживает того, чтобы разобраться в его особенностях.

Стихира предлагает нам следующие разделы для публикации:

1. Лирика
2. Твердые Формы,
3. Свободные формы и проза
4. Пародии и юмор
5. Детские разделы
6. Музыкальное творчество
7. Переводы
8. Крупные формы
9. Низовые жанры
10. Без рубрики.

О разделах с 5 по 8 мы пока говорить не будем – оставим их на будущее, остальные разделы (стихотворные жанры) мне хочется прокомментировать. Начну с конца.

НИЗОВЫЕ жанры

Сама я никогда в этих жанрах не писала, не пишу и писать не собираюсь. Но – убедительная просьба! – если в ваши стихи залетело по какой-то причине матерное выражение (а это, к сожалению, встречается на Стихире сплошь и рядом), и вам это слово дорого до такой степени, что и под угрозой расстрела вы не согласитесь заменить его более пристойным выражением – поставьте рубрику «матерные стихи». Это будет честно. Любители их почитать найдут их по указанному вами разделу, а противники их не почувствуют себя униженными и оплеванными. Что касается меня (впрочем, кто я такая, чтоб с моим мнением считались?), то единожды наткнувшись в стихах автора на «матерок», я больше на его страницу не захожу, сколь бы талантлив он ни был.

ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ

Их не так много, но каждая из них пишется по своим правилам. На странице «Ликбез Для Начинающих» есть сборник «Твердые Формы», пока еще не законченный и до конца не отредактированный. Там идет публикация статей, посвященных написанию каждой из этих форм.

Твердые формы достаточно архаичны – особо хорошие (глубокие и интересные по содержанию) стихи в их жестких рамках написать довольно трудно. И, если вы не любитель кропотливой и вдумчивой работы, то и не беритесь! Стихи – это не шарады и не кроссворды – не игра с заполнением заданной формы все равно, чем….
В том числе, не советую вам без четкого понимания природы и смысла восточных форм браться за написание многочисленных японских сонетов (ЯС-ов) и хокку, ставших очень модными, но ничего общего с настоящими ЯС-ами и хокку не имеющими.

Мое отношение к этому увлечению (да простят его мне их любители!) прекрасно отразил в своем ироничном «хокку» автор нашего сайта и мой большой друг – Сергей Сметанин:

Хокку народ сочиняет.
Издать на японском -
Японцев не хватит читать!..

Попытавшись однажды освоить трудный жанр восточной поэзии, я очень скоро поняла, что для настощих ЯС-ов и хокку надо сначала очень глубоко проникнуть в культуру восточного стихосложения, а, главное, миропонимания. А еще то, что не всякие три строчки из пяти и семи слогов делают русское трехстишие настоящим хокку, что не всякая тема годится для Яса и Хокку, а исполняться эта тема должна совсем не так, как это шаловливо и беззаботно делают наши русскоязычные авторы. Об особенностях написания последних на Ликбезе планируется новый сборник.

СВОБОДНЫЕ ФОРМЫ

Здесь тоже есть множество подводных камней. Не умеет автор рифмовать, корявый и переменчивый получился у него ритм, и он, в худшем случае, называет свое творение лирикой, считая ее форму «новаторской». В более честном, но не в лучшем случае, он обзывает его «вольным стихом», или «белым», или (ах, как же это красиво звучит!) «верлибром». Все это – свободные формы. Свободные-то они свободные, но тоже имеют свои правила написания и существенно отличаются друг от друга. И так же, как и все остальное в поэзии, они не терпят надругательства над собой и непрофессионализма. Почитать о них вы можете в любом учебнике, в том числе, и на нашем сайте на Странице «Ликбез Для Начинающих» в сборнике «Свободные формы»
А теперь рассмотрим самые важные для нас разделы – ЛИРИКА и РАЗГОВОРНО-БЫТОВОЙ ЖАНР. Последний у нас в СТИХИ.РУ, к сожалению, в отдельный раздел не выделен, его частичным представителем может служить наиболее близкий к нему по типу лексики раздел ПАРОДИЙ, ЮМОРА, ИРОНИЧЕСКИХ СТИХОВ. А жаль. Нельзя обойти вниманием огромный пласт стихов разговорно-бытового жанра, которые все равно (хотим мы того или нет) на сайте присутствует и нахально маскируется под «лирику». Правильнее всего будет отнести эти стихи к жанру «БЕЗ РУБРИКИ», - ну, хотя бы для того, чтобы не смешивать их с Лирикой.

Об отличиях и особенностях языка этих двух совершенно разных разделов (поэтических жанров) мы и поговорим. Но сначала немного о понятии ЖАНРА.

ЖАНРЫ ПОЭЗИИ - это типы литературных произведений, которые встречаются в рамках этого рода литературы. Поскольку поэзия - явление, охватывающее большое количество разноплановых произведений, то и стихотворные жанры она в себя включает самые разные: оды и сонеты, элегии и романсы, стихотворения и баллады, гимны и думы, песни и частушки и еще многое другое.

Понятие «жанры поэзии» включает в себя все множество стихотворных форм, которые существуют в природе. В настоящее время наблюдается серьезная тенденция утраты «чистоты жанра», при которой различные жанры поэзии теряют свои характерные особенности, уподобляясь друг другу и даже прозаическим жанрам. И это во многом благотворно сказывается на развитии литературы - расширяет ее возможности.

В литературе является распространенной еще одна классификация, при использовании которой жанры поэзии разделяются в зависимости ОТ ИХ ТЕМАТИКИ. А поскольку количество таких тематик, параллельно с развитием мира и общества в целом, все возрастает, то эта классификация постоянно расширяется и дополняется.

Возглавляют жанры поэзии, произведения, классифицированные по тематическому признаку ЛИРИКА.

ЛИРИКА – слово, пришедшее к нам из греческого языка. В классическом понимании – это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений. Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом.

Вплоть до XIX века лирику разделяли на: сонет, отрывок, сатиру, эпиграмму и эпитафию. Подробнее рассмотрим каждый из этих жанров лирики.

СОНЕТ – одна из поэтических форм эпохи Возрождения. Драматургический жанр, в котором его структура и композиция объединены по смыслу, как борьба противоположностей.

ОТРЫВОК представляет собой фрагмент произведения или же намеренно незавершенное стихотворение философского содержания.

САТИРА, как жанр, представляет собой лиро-эпическое произведение, призванное высмеять какое-либо явление действительности, либо общественные пороки, по сути своей это злая критика общественной жизни.

ЭПИГРАММА – короткое сатирическое произведение. Особенно популярным этот жанр был среди современников Пушкина, когда злая эпиграмма служила оружием мести автору-сопернику, позже эпиграмму возродил Маяковский и Гафт.

ЭПИТАФИЯ представляет собой надгробную надпись, посвященную усопшему, часто эпитафия пишется в стихотворной форме.

На сегодняшний день существуют другие способы классификации жанров лирики. Согласно тематике стихотворений выделяют такие основные жанры лирики, как: пейзажная, интимная, философская.

ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА в большинстве случаев отображает отношение самого автора к природе и окружающему миру сквозь призму собственных мироощущений и чувств. Для пейзажной лирики, более, чем для всех других разновидностей важен образный язык

ИНТИМНАЯ ЛИРИКА – это изображение дружбы, любви, а в некоторых случаях и личной жизни автора. Она схожа с любовной лирикой, и, как правило, интимная лирика является «продолжением» любовной.

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА рассматривает общечеловеческие вопросы о смысле жизни и гуманизме, вечные темы смысла жизни, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле. Ее продолжение и разновидности – «гражданская лирика» и «религиозная лирика».

ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА – разновидность философской, которая приближена к общественным проблемам – к истории и политике, она описывает (непременно поэтическим языком!) наши коллективные чаяния, любовь к родине, борьбу со злом в обществе.

РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИРИКА - разновидность философской, где темой является осмысление своей веры, церковной жизни, взаимоотношений с Богом, религиозные добродетели и грехи, покаяние.

Об особенностях написания стихов каждого жанра см. соответствующую статью на странице Ликбеза Для Начинающих в сборнике "Все о жанрах":

Перечень жанров - Справочный материал –
Жанр - пейзажная или городская лирика -
Жанр - интимная лирика -
Жанр - философская лирика -
Жанр - гражданская лирика -
Жанр - религиозная лирика -
Жанр - сонет -
Жанр - мистика и эзотерика -

Основные поэтические жанры

Жанр (от фр. genre) – это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся: романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае, роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Существуют три основных разновидности поэтического искусства - лирика, эпос и драма, представляющие собой первое деление в классификации поэтических произведений. Следующей ступенью в этой классификации является деление каждог на жанры, которые делятся на виды: (элегия, ода, мадригал и т. д. - лирические жанры; басня, рассказ, повесть, роман, эпопея и пр. - эпические; комедия, драма, трагедия, водевиль и т. п. - драматические). Наконец жанры обычно получают дальнейшие подразделения (напр. роман бытовой, роман авантюрный, психологический и т. п.).

Chanson de geste (буквально «песнь о деяниях») - жанр французской средневековой литературы, эпические поэмы, самая известная из которых - «Песнь о Роланде».

Выражение «chanson de geste» засвидетельствовано в средневековых памятниках начиная с XII века. Слово «жеста» (geste, от лат. gesta, «деяния») означало в старофранцузском языке «рассказ о подвигах» и относилось прежде всего к героическим традициям, связанным либо с отдельным персонажем, либо с его родом, либо даже с целым коллективом. Поэмы сохранились примерно в сотне рукописей XII-XIV веков. В середине XIX века этот жанр заново открыли филологи-романтики, давшие ему толкование в тех же понятиях, к каким прибегали в то время для объяснения гомеровских поэм. Все песни о деяниях, за исключением «Гормона и Изамбара», написаны десятисложным (с цезурой по схеме 4 + 6, очень редко 6 + 4) или александрийским (6 + 6) стихом.

Балла́да - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Вирелэ́, ныне чаще виреле́ (фр. virelai) - старофранцузская стихотворная форма с трёхстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом. Одна из типичнейших твёрдых форм в поэзии и музыке Ars nova. Хрестоматийные образцы виреле оставил Гильом де Машо, автор одноголосных пьес (в т.ч. знаменитого Douce dame jolie) и многоголосных обработок.

Герои́да - греческое название особого вида элегии, в котором выражение чувства неудовлетворенной и тоскующей любви влагаются в уста богов и героев.

Дастан (от персидского слова "дестан" (Фарси: داستان), которое означает "рассказ") - эпическое произведение в фольклоре или литературе Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. Обычно дастаны являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов. Дастан описывает фантастические и авантюрные ситуации, в нём нередко усложнённый сюжет, несколько гиперболизированы события и идеализированы герои.

Ди (фр. Dit, Dict - буквально «сказ») - в старофранцузской литературной терминологии - обозначение относительно короткого стихотворного произведения преимущественно дидактического характера, тематически совершенно неопредёленного. Ди исполнялись устно, но без опоры на мелодию и музыкального сопровождения.

Дра́па - основная форма хвалебной песни в скальдической поэзии. Название, вероятно, означает «песнь, разбитая на части» (от глагола «разбивать»). По своей композиции драпа похожа на стихотворный перечень имен или каких-либо сведений. Каждая из вис, составляющих драпу, - как правило, замкнутое целое, не только в метрическом, но и в смысловом отношении. Сюжет в драпе отсутствует. Не бывает также и прямой речи, диалогов, монологов и т. п

Кансо́на (окс. canso, "песня") - песнь, созданная окситанскими трубадурами и впоследствии перешедшая во многие другие языки. Окситанское слово вошло в употребление не ранее 1170 г., вытеснив старинное vers («стихи»).

Каса - жанр корейской средневековой поэзии. Каса представляют собой крупные стихотворные произведения о знаменательных событиях прошлого, достопримечательностях страны, жизни народа Кореи и его соседей. Стихотворная форма процветала во время династии Чосон, а появилась ранее, во время династии Корё.

Ксе́нии (др.-греч. ξένια «подарки гостям», ед. ч. ξένιον от ξένος «гость») - в античной и новоевропейской поэзии короткие юмористические или хвалительные стихотворения, обращенные к каким-либо лицам.

Ли́мерик - форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы.

Мадрига́л (фр. madrigal, итал. madrigale) - в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания.

Макарони́зм (итал. macaronismo, от блюда макароны, воспринимавшегося как грубая крестьянская пища, ср. названия вроде «кухонная латынь») - смешение слов и словосочетаний различных языков в тексте. К «внутренним» макаронизмам относятся также сложные слова-гибриды, образованные из корней разных языков (например, автомобиль из греч. αὐτο- и лат. mobilis).

Мансёнг - скальдический жанр, находящий формальное выражение в драпе или отдельной висе, с доминирующей прагматической (восходящей к магической) функцией и с содержанием, обусловленным выражением (или констатацией) скальдом его чувства к женщине.

Пастуре́ль (фр. pastourelle) - разновидность кансоны, повествовательная песня о встрече лирического героя (как правило, рыцаря) с пастушкой (pastoure) и его заигрываниях, часто прерываемых агрессивным вмешательством друга пастушки.

Пеан или пэан (др.-греч. παιήων, παιάν, παιών) - хоровая песнь древнегреческой лирики, жанр древнегреческой поэзии, гимн богам. Точная этимология слова «пеан» неизвестна, но весьма вероятна его связь с кругом представлений об искусстве врачевания.

Поэ́ма - (греч. póiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

Существует много жанровых разновидностей поэмы: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирои-комическая, поэма с романтическим сюжетом, лирико-драматическая.

Причитания - жанр обрядового фольклора, характерный для многих мировых культур. Причитания являются одним из древнейших видов народной поэзии, они существовали еще в Древней Греции. Как правило, причитания имеют особую плачевую мелодику, в них выражается горе исполнительницы по поводу какого-то конкретного события (смерти близкого человека, войны, стихийного бедствия и т. д.). В большинстве культур причитания исполнялись только женщинами, хотя у некоторых народов (курды, сербы) существовали специфические мужские плачи.

Роман в стихах - специфический литературный жанр, представляющий собой сплав тематики и фабулы прозаического романа и поэтической формы. По форме и внешним признакам достаточно мало отличается от поэмы, поэтому в некоторых случаях их дифференциация представляет собой определённую сложность. Наиболее известный пример - роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Рубаи́ (во множественном числе «рубайат»), (другие названия: дубайти, таране) - четверостишие; форма лирической поэзии, широко распространённая на Ближнем и Среднем Востоке (наравне с газелью и касыдой). Прародителем служило устное народное творчество иранцев. В письменном виде рубаи существует с IX-X вв. По содержанию - лирика с философскими размышлениями. Стихотворения состоят из четырех строк (двух бейтов), рифмующихся как ааба, реже - aaaa, то есть рифмуются первая, вторая и четвёртая (иногда и все четыре) строчки. Рубаи строятся в метре аруза.

Рыцарская поэзия - одним из самых ярких выражений миросозерцания, выработанного рыцарством и сменившего собой более суровый и грубый дух собственно феодального периода, является поэзия провансальских трубадуров, перешедшая затем в соседние страны.

Садистские стишки - жанр современного русского юмористического фольклора. Стишки представляют собой четверостишия с попарно рифмующимися строчками (реже двустишия), чаще всего в дактиле, в которых рассказывается о гибели или получении увечий главным персонажем, причём обычно в результате некоего техногенного воздействия.

Бо́льшая часть садистских стишков представляют собой пародии на правила техники безопасности и иллюстрацию трагических последствий вопиющего нарушения этих правил.

Сиджо́, сичжо́ - жанр корейской лирической поэзии, изначально называемый таньга (дословно «короткая песня»). Сиджо родственно японскому стилю хокку. Каждая строка стихотворения сиджо содержит 14-16 иероглифов (или слогов хангыля), всего 44-46 в трёх строчках. В середине каждой строчки делается пауза, поэтому при переводе на другие языки часто используется шесть строчек, а не три. Наиболее известный автор сиджо - Юн Сон До.

Сирве́нта, сирвенте́с - один из важнейших жанров поэзии трубадуров XII-XIII вв. Формой напоминала любовную кансону, но отличалась поднимаемыми в ней темами. Главными в сирвенте являлись вопросы общественно-политические, религии, морали, личные выпады поэта против его врагов («персональные» сирвенты). Существовало несколько разновидностей персональной сирвенты: литературно-пародийные (высмеивание собратьев-трубадуров), похвальба - шутливая песня, в которой трубадур часто иронически перечисляет свои достоинства, плач - во славу достоинств оплакиваемого лица: покровителя, трубадура, Дамы. Морализаторские сирвенты впервые встречаются у Маркабрюна. Сирвенты на политические темы с призывами к войне или, наоборот, к миру, порицанием врагов - были одним из самых распространённых видов жанра. Знаменитым мастером политической сирвенты является Бертран де Борн.

Стансы (фр. stance от итал. Stanza - помещение, комната, остановка) - стихотворение, состоящее из композиционно законченных строф и обособленных друг от друга. Это выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.

Хвалебная песнь - основной жанр скальдической поэзии. К хвалебной песни относятся драпа и флокк.

Эле́гия (греч. ελεγεια) - жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии - стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) - стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Евгения Баратынского).

Эпигра́мма (др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

ю пользовались эпиграммы актёра Валентина Гафта.

Литература:

Анализ стихотворения. Учебно-методическое пособие. Москва.Издательство "Экзамен", 2005г.

Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974.

Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л.: Наука, 1975.

Квятковский И.А. Поэтический словарь. - М., 1966.

Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.

Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972. Информатике и программированиюКонтрольная работа >> Информатика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ Задание 1. Описать... могут быть классифицированы по ряду признаков: по принципу действия. Цифровые... быстродействующими техническими комплексами. 2. По этапам создания. По этапам создания и используемой...

  • Контрольная рабоат по Гражданскому праву

    Контрольная работа >> Государство и право

    Экономики предпринимательства и права КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Гражданское... регулирования. При написании контрольной работы используются диалектический, ... и другие. Главной целью данной контрольной работы является комплексное исследование и...

  • Контрольная рабоат по Компьютерным информационным технологиям в финансовом менеджменте q КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Маркетинг» Вариант... конкретной потребности покупателя данным товаром по сравнению с товарами конкурентов. ... или товарной марки устанавливается по функциональному назначению. Важнейшим...

  • Урок 7. Стили поэзии

    Сегодня снова будем говорить об истории. Истории поэзии.

    Нам нужно познакомиться с основными поэтическими стилями.

    Что такое стиль? Это – идея (мировоззрение поэта), её характерные, отличительные признаки, илитературные приемы с помощью которых эта идея реализуется в стихах в определённый, исторический период. Конечно, в том или ином стиле можно писать и после окончания этого «определённого периода», однако в литературоведении возникновение, рассвет и угасание стиля принято связывать с конкретными датами, с работой самых ярких авторов, трудами которых стиль и оформился, как стиль.

    КЛАССИЦИЗМ - (от лат. classicus - образцовый).

    «Классическое» стихотворение - это логически-построенное целое, со строгими (даже схематичными) сюжетом и композицией. Герои подаются прямолинейно и строго делятся на положительных (которые часто идеализируются) и отрицательных.

    Михаил Ломоносов

    Блаженство общества всядневно возрастает;

    Монархиня труды к трудам соединяет.

    Стараясь о добре великих нам отрад,

    О воспитании печется малых чад;

    Дабы, что в Отчестве оставлено презренно,

    Приобрело ему сокровище бесценно;

    И чтоб из тяжкого для общества числа

    Воздвигнуть с нравами похвальны ремесла.

    Рачители добра грядущему потомству!

    Внемлите с радостью полезному питомству:

    Похвально дело есть убогих призирать,

    Сугуба похвала для пользы воспитать;

    Натура то гласит, повелевает вера.

    Внемлите важности монаршего примера:

    Екатерина вас предводит к чести сей,

    Спешите щедростью, как верностью, за ней.

    РЕАЛИЗМ - (от лат. realis - вещественный).

    Поэт «реалист» говорит не только о фактах и событиях, его интересуют люди и вещи, закономерности, действующие в жизни - взаимоотношения человека и природы, героев и времени.

    Александр Пушкин «Евгений Онегин. Гл. 1, III»

    Служив отлично-благородно,

    Долгами жил его отец,

    Давал три бала ежегодно

    И промотался наконец.

    Судьба Евгения хранила:

    Сперва Madame за ним ходила,

    Потом Monsieur ее сменил.

    Ребенок был резов, но мил.

    Monsieur l"Abbé, француз убогой,

    Чтоб не измучилось дитя,

    Учил его всему шутя,

    Не докучал моралью строгой,

    Слегка за шалости бранил

    И в Летний сад гулять водил.

    РОМАНТИЗМ - (нем. Romantik).

    Поэт «романтик» высказывает субъективную позицию по отношению к изображаемому, не столько воссоздает, сколько к пересоздает. Герой романтизма - исключительная личность. Одинокая, неудовлетворенная порядком вещей, мятежная, бунтующая, стремящаяся к абсолютной свободе и недостижимому идеалу.

    Михаил Лермонтов

    Выхожу один я на дорогу;

    Сквозь туман кремнистый путь блестит;

    Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

    И звезда с звездою говорит.

    В небесах торжественно и чудно!

    Спит земля в сияньи голубом…

    Что же мне так больно и так трудно?

    Жду ль чего? жалею ли о чём?

    Уж не жду от жизни ничего я,

    И не жаль мне прошлого ничуть;

    Я ищу свободы и покоя!

    Я б хотел забыться и заснуть!

    Но не тем холодным сном могилы…

    Я б желал навеки так заснуть,

    Чтоб в груди дремали жизни силы,

    Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

    Надо мной чтоб вечно зеленея

    Тёмный дуб склонялся и шумел.

    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - (от фр. sentiment - чувство).

    В сентиментализме человеческая личность - это движения души, мысли, чувства, переживания. Темы - любовь, дружба, внутренние противоречия, страдания. Герой – простой человек.

    Василий Жуковский «ПЕСНЯ» Когда я был любим…

    Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,

    Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.

    Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?

    Ах! счастием моим любовь твоя была!

    Когда я был любим, тобою вдохновенный,

    Я пел, моя душа хвалой твоей жила.

    Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:

    Ах! гением моим любовь твоя была!

    Когда я был любим, дары благодеянья

    В обитель нищеты рука моя несла.

    Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!

    Ах! благостью моей любовь твоя была!

    ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ

    Не стиль – жанр, публицистика в стихах. Но сказать об этом нужно.

    Основная тема – защита общественных интересов, государственность, гражданский долг. Стихи выражают социальные настроения, будят общество, призывают к деятельности.

    Николай Некрасов «Поэт и гражданин»

    …Нет, ты не Пушкин. Но покуда

    Не видно солнца ниоткуда,

    С твоим талантом стыдно спать;

    Еще стыдней в годину горя

    Красу долин, небес и моря

    И ласку милой воспевать...

    Гроза молчит, с волной бездонной

    В сиянье спорят небеса,

    И ветер, ласковый и сонный,

    Едва колеблет паруса,

    Корабль бежит красиво, стройно,

    И сердце путников спокойно,

    Как будто вместо корабля

    Под ними твердая земля.

    Но гром ударил; буря стонет,

    И снасти рвет, и мачту клонит,

    Не время в шахматы играть,

    Не время песни распевать!

    Вот пес - и тот опасность знает

    И бешено на ветер лает:

    Ему другого дела нет...

    А ты что делал бы, поэт?

    Ужель в каюте отдаленной

    Ты стал бы лирой вдохновенной

    Ленивцев уши услаждать

    И бури грохот заглушать?

    Пускай ты верен назначенью,

    Но легче ль родине твоей,

    Где каждый предан поклоненью

    Единой личности своей?

    Наперечет сердца благие,

    Которым родина свята.

    Бог помочь им!.. а остальные?

    Их цель мелка, их жизнь пуста…

    ИМПРЕССИОНИЗМ - (от фр. impression - впечатление).

    Характеристики стиля - композиционная фрагментарность, ассоциативная связь предметов и образов, субъективность, сиюминутность впечатлений. Поэт стремится зафиксировать момент жизни, который никогда больше не повторится.

    Афанасий Фет

    На заре ты ее не буди,

    На заре она сладко так спит;

    Утро дышит у ней на груди,

    Ярко пышет на ямках ланит.

    И подушка ее горяча,

    И горяч утомительный сон,

    И, чернеясь, бегут на плеча

    Косы лентой с обеих сторон.

    А вчера у окна ввечеру

    Долго, долго сидела она

    И следила по тучам игру,

    Что скользя затевала луна.

    И чем ярче играла луна,

    И чем громче свистал соловей,

    Все бледней становилась она,

    Сердце билось больней и больней.

    Оттого-то на юной груди,

    На ланитах так утро горит.

    Не буди ж ты ее, не буди,

    На заре она сладко так спит!

    СИМВОЛИЗМ - (фр. Symbollisme, от греч. symbolon - знак, опознавательная примета).

    Концепция: мир и человек - через научный опыт, логический анализ и реалистическое изображение - принципиально непознаваемы. Поэт-символист признает только интуитивное познание, хочет угадать или почувствовать глубинное состояние мира, и открыть его идеальную (духовную) сущность.

    Владимир Соловьев

    Милый друг, иль ты не видишь,

    Что все видимое нами -

    Только отблеск, только тени

    От незримого очами?

    Милый друг, иль ты не слышишь,

    Что житейский шум трескучий -

    Только отклик искаженный

    Торжествующих созвучий?

    Милый друг, иль ты не чуешь,

    Что одно на целом свете -

    Только то, что сердце сердцу

    Говорит в немом привете?

    АКМЕИЗМ - (от греч. akme - высшая степень, пик, максимум, расцвет).

    Концепция: новое открытие красоты и ценности человеческого существования, простота и ясность поэтического языка, строгость композиции, точные слова и

    образы, материальность, предметность, «радостное любование бытием» (Николай Гумилев).

    Анна Ахматова

    Муж хлестал меня узорчатым,

    Вдвое сложенным ремнем.

    Для тебя в окошке створчатом

    Я всю ночь сижу с огнем.

    Рассветает. И над кузницей

    Подымается дымок.

    Ах, со мной, печальной узницей,

    Ты опять побыть не мог.

    Для тебя я долю хмурую,

    Долю-муку приняла.

    Или любишь белокурую,

    Или рыжая мила?

    Как мне скрыть вас, стоны звонкие!

    В сердце темный, душный хмель,

    А лучи ложатся тонкие

    На несмятую постель.

    ФУТУРИЗМ - (от лат. futurum - будущее).

    Поэт «футурист» не признает классического наследия, экспериментирует со словом, эпатирует публику, литературно хулиганит (манифест русских футуристов назывался "Пощечина общественному вкусу") и превыше всего ставит себя, свое эго.

    Игорь Северянин «Эгополонез»

    Живи, Живое! Под солнца бубны

    Смелее, люди, в свой полонез!

    Как плодоносны, как златотрубны

    снопы ржаные моих поэз!

    В них водопадят Любовь и Нега,

    И Наслажденье, и Красота!

    Все жертвы мира во имя Эго!

    Живи, Живое! - поют уста.

    Во всей вселенной нас только двое,

    И эти двое - всегда одно:

    Я и Желанье! Живи, Живое! -

    Тебе бессмертье предрешено!

    ДЕКАДАНС - (от фр. decadence - упадок).

    Декаданс тоже не стиль – направление. Концепция: утрата надежд, идеалов, ощущение бессмысленности жизни. Темы: небытиё, смерть, культ угасающей красоты,

    свобода личности, проповедь «искусства для искусства», отстранение от реальности и «уход в себя».

    Зинаида Гиппиус «Бессилье».

    Смотрю на море жадными очами,

    К земле прикованный, на берегу...

    Стою над пропастью - над небесами, -

    И улететь к лазури не могу.

    Не ведаю, восстать иль покориться,

    Нет смелости ни умереть, ни жить...

    Мне близок Бог - но не могу молиться,

    Хочу любви - и не могу любить.

    Я к солнцу, к солнцу руки простираю

    И вижу полог бледных облаков...

    Мне кажется, что истину я знаю –

    И только для нее не знаю слов.

    ИМАЖИНИЗМ - (от фр. image - образ).

    Концепция: победа самоценного образа над смыслом и идеей произведения.

    Поэт «имажинист» рассматривает поэтическое творчество, как процесс развития языка через метафору. Его стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.

    Сергей Есенин

    В лунном кружеве украдкой

    Ловит призраки долина.

    На божнице за лампадкой

    Улыбнулась Магдалина.

    Кто-то дерзкий, непокорный,

    Позавидовал улыбке.

    Вспучил бельма вечер черный,

    И луна - как в белой зыбке.

    Разыгралась тройка-вьюга,

    Брызжет пот, холодный, терпкий,

    И плакучая лещуга

    Лезет к ветру на закорки.

    Смерть в потемках точит бритву...

    Вон уж плачет Магдалина.

    Помяни мою молитву

    Тот, кто ходит по долинам.

    АБСУРД - (от лат. absurdum - нелепость, бессмыслица).

    Концепция: подчеркнутое нарушение причинно-следственных и временных связей, гротескность, алогизм, эпатаж. Яркие идеологи и практики стиля объединились в группу ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства).

    Александр Введенский «Отрывок»

    Было дело под Полтавой

    нет не дело а медаль

    мы дрались тогда со шведкой

    чуть что вправо мы налево

    тсс видим побежала

    юбку синюю порвала

    я кричу остановись

    чуть что вправо мы налево

    за сосною под Полтавой

    голенький сидит Мазепа

    говорит был бы Федором

    было б веселей

    тут все войско моё

    зарыдает навзрыд

    закричит заговорит

    вот несчастный какой

    с той поры и здесь трактир.

    СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

    Концепция: жизнеутверждающий пафос, верность идеалам социализма и коммунизма, интернационализм, четкая принадлежность героя к социальному слою (рабочему классу, крестьянству, интеллигенции, буржуазии).

    Владимир Маяковский «Владимир Ильич Ленин»

    про Ленина рассказ.

    Но не потому,

    нету более,

    что резкая тоска

    стала ясною

    осознанною болью.

    ленинские лозунги развихрь.

    растекаться

    слезной лужею, -

    живее всех живых.

    Наше знанье -

    и оружие.

    КОНЦЕПТУАЛИЗМ - (от лат. conceptus - мысль, представление).

    Реакция на социалистический реализм. Поэт «концептуалист» работает не с образами - с идеями. Часто использует сложившиеся в советский период идеологические штампы «затертые до дыр советские тексты или лозунги, речевые или визуальные клише» (В. Руднев).

    Тимур Кибиров «Двадцать сонетов к Саше Запоевой. 5»

    Шли дни. Уже из ложки ела ты,

    Вот звякнул зуб. Вот попка округлилась.

    Ты наливалась смыслом, ты бесилась,

    агукала средь вечной пустоты.

    Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.

    Цвел диатез. Пеленки золотились.

    Немецкая коляска вдаль катилась.

    И я забыл мятежные мечты.

    Что слава? Что восторги сладострастья?

    Что счастие? Наверно, это счастье.

    Ты собрала, как линзочка, в пучок

    рассеянные в воздухе ненастном

    лучи любви, и этот свет возжег -

    да нет, не угль - лампадный фитилек.

    И, наконец, стиль нового времени:

    КОСМИЗМ – (греч. κόσμος - «упорядоченный мир »)

    Концепция: космос - структурно-организованный упорядоченный мир, человек – гражданин этого мира. Микрокосмос, подобен макрокосмосу. Поэт в одной строке способен соединить малое и большое.

    Андрей Романов «Свет сотворения мира»

    Я назвал бы Вселенную именем долгим твоим.

    Победив небытьё,

    не успев насладиться победой…

    Разбежались трамваи,

    как будто Персей с Андромедой,

    Опустела жилплощадь,

    чтоб места хватило двоим.

    Равнодушный рассвет

    Прикоснулся к твоим волосам,

    В ожиданье морозов надел он походные унты.

    Чтоб тебя отыскать -

    Мне отпущены были секунды, -

    Если на слово верить

    космическим звёздным часам.

    Опускается снег,

    заглушая шатанья людей.

    Атом выбросил кванты,

    как белые флаги – квартира

    Осаждённого города…

    Свет сотворения мира

    Только-только достиг

    Петербургских ночных площадей.

    И трамваи привстали на цыпочки,

    Слушая снег,

    Тот, который родился

    На фирновом лбу Эвереста.

    И Дворцовая площадь, как будто чужая невеста,

    Мне напомнит тебя

    Ту, которой давно уже нет:

    Наша юность ушла,

    Простудившись на встречном ветру.

    Образумилась Лиговка.

    Мойка не знает сомнений.

    И над Невской губой,

    В предстоящем бреду наводнений,

    Ты мне шепчешь сквозь вьюгу,

    Что я никогда не умру.

    Владимир ХОХЛЕВ

    Санкт-Петербург

    Урок 7. Стили

    Что такое стиль? Это – идея (мировоззрение поэта), её характерные, отличительные признаки… и литературные приемы с помощью которых эта идея реализуется в стихах в определённый, исторический период. Конечно, в том или ином стиле можно писать и после окончания этого «определённого периода», однако в литературоведении — возникновение, рассвет и угасание стиля принято связывать с конкретными датами, с работой самых ярких авторов, трудами которых стиль и оформился, как стиль.

    КЛАССИЦИЗМ — (от лат. classicus — образцовый).

    «Классическое» стихотворение — это логически-построенное целое, со строгими (даже схематичными) сюжетом и композицией. Герои подаются прямолинейно и строго делятся на положительных (которые часто идеализируются) и отрицательных.

    Михаил Ломоносов

    Блаженство общества всядневно возрастает;

    Монархиня труды к трудам соединяет.

    Стараясь о добре великих нам отрад,

    О воспитании печется малых чад;

    Дабы, что в Отчестве оставлено презренно,

    Приобрело ему сокровище бесценно;

    И чтоб из тяжкого для общества числа

    Воздвигнуть с нравами похвальны ремесла.

    Рачители добра грядущему потомству!

    Внемлите с радостью полезному питомству:

    Похвально дело есть убогих призирать,

    Сугуба похвала для пользы воспитать;

    Натура то гласит, повелевает вера.

    Внемлите важности монаршего примера:

    Екатерина вас предводит к чести сей,

    Спешите щедростью, как верностью, за ней.

    РЕАЛИЗМ — (от лат. realis — вещественный).

    Поэт «реалист» говорит не только о фактах и событиях, его интересуют люди и вещи, закономерности, действующие в жизни — взаимоотношения человека и природы, героев и времени.

    Александр Пушкин «Евгений Онегин. Гл. 1, III»

    Служив отлично-благородно,

    Долгами жил его отец,

    Давал три бала ежегодно

    И промотался наконец.

    Судьба Евгения хранила:

    Сперва Madame за ним ходила,

    Потом Monsieur ее сменил.

    Ребенок был резов, но мил.

    Monsieur l’Abbé, француз убогой,

    Чтоб не измучилось дитя,

    Учил его всему шутя,

    Не докучал моралью строгой,

    Слегка за шалости бранил

    И в Летний сад гулять водил.

    РОМАНТИЗМ — (нем. Romantik).

    Поэт «романтик» высказывает субъективную позицию по отношению к изображаемому, не столько воссоздает, сколько пересоздает. Герой романтизма — исключительная личность. Одинокая, неудовлетворенная порядком вещей, мятежная, бунтующая, стремящаяся к абсолютной свободе и недостижимому идеалу.

    Михаил Лермонтов

    Выхожу один я на дорогу;

    Сквозь туман кремнистый путь блестит;

    Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

    И звезда с звездою говорит.

    В небесах торжественно и чудно!

    Спит земля в сияньи голубом…

    Что же мне так больно и так трудно?

    Жду ль чего? жалею ли о чём?

    Уж не жду от жизни ничего я,

    И не жаль мне прошлого ничуть;

    Я ищу свободы и покоя!

    Я б хотел забыться и заснуть!

    Но не тем холодным сном могилы…

    Я б желал навеки так заснуть,

    Чтоб в груди дремали жизни силы,

    Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

    Надо мной чтоб вечно зеленея

    Тёмный дуб склонялся и шумел.

    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — (от фр. sentiment - чувство).

    В сентиментализме человеческая личность — это движения души, мысли, чувства, переживания. Темы — любовь, дружба, внутренние противоречия, страдания. Герой – простой человек.

    Василий Жуковский «ПЕСНЯ» Когда я был любим…

    Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,

    Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.

    Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?

    Ах! счастием моим любовь твоя была!

    Когда я был любим, тобою вдохновенный,

    Я пел, моя душа хвалой твоей жила.

    Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:

    Ах! гением моим любовь твоя была!

    Когда я был любим, дары благодеянья

    В обитель нищеты рука моя несла.

    Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!

    Ах! благостью моей любовь твоя была!

    ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ

    Не стиль – жанр, публицистика в стихах. Но сказать об этом нужно.

    Основная тема – защита общественных интересов, государственность, гражданский долг. Стихи выражают социальные настроения, будят общество, призывают к деятельности.

    Николай Некрасов «Поэт и гражданин»

    …Нет, ты не Пушкин. Но покуда

    Не видно солнца ниоткуда,

    С твоим талантом стыдно спать;

    Еще стыдней в годину горя

    Красу долин, небес и моря

    И ласку милой воспевать…

    Гроза молчит, с волной бездонной

    В сиянье спорят небеса,

    И ветер, ласковый и сонный,

    Едва колеблет паруса,

    Корабль бежит красиво, стройно,

    И сердце путников спокойно,

    Как будто вместо корабля

    Под ними твердая земля.

    Но гром ударил; буря стонет,

    И снасти рвет, и мачту клонит,

    Не время в шахматы играть,

    Не время песни распевать!

    Вот пес - и тот опасность знает

    И бешено на ветер лает:

    Ему другого дела нет…

    А ты что делал бы, поэт?

    Ужель в каюте отдаленной

    Ты стал бы лирой вдохновенной

    Ленивцев уши услаждать

    И бури грохот заглушать?

    Пускай ты верен назначенью,

    Но легче ль родине твоей,

    Где каждый предан поклоненью

    Единой личности своей?

    Наперечет сердца благие,

    Которым родина свята.

    Бог помочь им!.. а остальные?

    Их цель мелка, их жизнь пуста…

    ИМПРЕССИОНИЗМ — (от фр. impression — впечатление).

    Характеристики стиля — композиционная фрагментарность, ассоциативная связь предметов и образов, субъективность, сиюминутность впечатлений. Поэт стремится зафиксировать момент жизни, который никогда больше не повторится.

    Афанасий Фет

    На заре ты ее не буди,

    На заре она сладко так спит;

    Утро дышит у ней на груди,

    Ярко пышет на ямках ланит.

    И подушка ее горяча,

    И горяч утомительный сон,

    И, чернеясь, бегут на плеча

    Косы лентой с обеих сторон.

    А вчера у окна ввечеру

    Долго, долго сидела она

    И следила по тучам игру,

    Что скользя затевала луна.

    И чем ярче играла луна,

    И чем громче свистал соловей,

    Все бледней становилась она,

    Сердце билось больней и больней.

    Оттого-то на юной груди,

    На ланитах так утро горит.

    Не буди ж ты ее, не буди,

    На заре она сладко так спит!

    СИМВОЛИЗМ — (фр. Symbollisme, от греч. symbolon — знак, опознавательная примета).

    Концепция: мир и человек — через научный опыт, логический анализ и реалистическое изображение — принципиально непознаваемы. Поэт-символист признает только интуитивное познание, хочет угадать или почувствовать глубинное состояние мира, и открыть его идеальную (духовную) сущность.

    Владимир Соловьев

    Милый друг, иль ты не видишь,

    Что все видимое нами -

    Только отблеск, только тени

    От незримого очами?

    Милый друг, иль ты не слышишь,

    Что житейский шум трескучий -

    Только отклик искаженный

    Торжествующих созвучий?

    Милый друг, иль ты не чуешь,

    Что одно на целом свете -

    Только то, что сердце сердцу

    Говорит в немом привете?

    АКМЕИЗМ — (от греч. akme — высшая степень, пик, максимум, расцвет).

    Концепция: новое открытие красоты и ценности человеческого существования, простота и ясность поэтического языка, строгость композиции, точные слова и

    образы, материальность, предметность, «радостное любование бытием» (Николай Гумилев).

    Анна Ахматова

    Муж хлестал меня узорчатым,

    Вдвое сложенным ремнем.

    Для тебя в окошке створчатом

    Я всю ночь сижу с огнем.

    Рассветает. И над кузницей

    Подымается дымок.

    Ах, со мной, печальной узницей,

    Ты опять побыть не мог.

    Для тебя я долю хмурую,

    Долю-муку приняла.

    Или любишь белокурую,

    Или рыжая мила?

    Как мне скрыть вас, стоны звонкие!

    В сердце темный, душный хмель,

    А лучи ложатся тонкие

    На несмятую постель.

    ФУТУРИЗМ — (от лат. futurum — будущее).

    Поэт «футурист» не признает классического наследия, экспериментирует со словом, эпатирует публику, литературно хулиганит (манифест русских футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу») и превыше всего ставит себя, свое эго.

    Игорь Северянин «Эгополонез»

    Живи, Живое! Под солнца бубны

    Смелее, люди, в свой полонез!

    Как плодоносны, как златотрубны

    снопы ржаные моих поэз!

    В них водопадят Любовь и Нега,

    И Наслажденье, и Красота!

    Все жертвы мира во имя Эго!

    Живи, Живое! - поют уста.

    Во всей вселенной нас только двое,

    И эти двое - всегда одно:

    Я и Желанье! Живи, Живое! -

    Тебе бессмертье предрешено!

    ДЕКАДАНС — (от фр. decadence — упадок).

    Декаданс тоже не стиль – направление. Концепция: утрата надежд, идеалов, ощущение бессмысленности жизни. Темы: небытиё, смерть, культ угасающей красоты,

    свобода личности, проповедь «искусства для искусства», отстранение от реальности и «уход в себя».

    Зинаида Гиппиус «Бессилье».

    Смотрю на море жадными очами,

    К земле прикованный, на берегу…

    Стою над пропастью - над небесами, -

    И улететь к лазури не могу.

    Не ведаю, восстать иль покориться,

    Нет смелости ни умереть, ни жить…

    Мне близок Бог — но не могу молиться,

    Хочу любви — и не могу любить.

    Я к солнцу, к солнцу руки простираю

    И вижу полог бледных облаков…

    Мне кажется, что истину я знаю –

    И только для нее не знаю слов.

    ИМАЖИНИЗМ — (от фр. image — образ).

    Концепция: победа самоценного образа над смыслом и идеей произведения.

    Поэт «имажинист» рассматривает поэтическое творчество, как процесс развития языка через метафору. Его стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.

    Сергей Есенин

    В лунном кружеве украдкой

    Ловит призраки долина.

    На божнице за лампадкой

    Улыбнулась Магдалина.

    Кто-то дерзкий, непокорный,

    Позавидовал улыбке.

    Вспучил бельма вечер черный,

    И луна - как в белой зыбке.

    Разыгралась тройка-вьюга,

    Брызжет пот, холодный, терпкий,

    И плакучая лещуга

    Лезет к ветру на закорки.

    Смерть в потемках точит бритву…

    Вон уж плачет Магдалина.

    Помяни мою молитву

    Тот, кто ходит по долинам.

    АБСУРД — (от лат. absurdum — нелепость, бессмыслица).

    Концепция: подчеркнутое нарушение причинно-следственных и временных связей, гротескность, алогизм, эпатаж. Яркие идеологи и практики стиля объединились в группу ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства).

    Александр Введенский «Отрывок»

    Было дело под Полтавой

    нет не дело а медаль

    мы дрались тогда со шведкой

    чуть что вправо мы налево

    тсс видим побежала

    юбку синюю порвала

    я кричу остановись

    чуть что вправо мы налево

    за сосною под Полтавой

    голенький сидит Мазепа

    говорит был бы Федором

    было б веселей

    тут все войско моё

    зарыдает навзрыд

    закричит заговорит

    вот несчастный какой

    с той поры и здесь трактир.

    СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

    Концепция: жизнеутверждающий пафос, верность идеалам социализма и коммунизма, интернационализм, четкая принадлежность героя к социальному слою (рабочему классу, крестьянству, интеллигенции, буржуазии).

    Владимир Маяковский «Владимир Ильич Ленин»

    про Ленина рассказ.

    Но не потому,

    нету более,

    что резкая тоска

    стала ясною

    осознанною болью.

    ленинские лозунги развихрь.

    растекаться

    слезной лужею, —

    живее всех живых.

    Наше знанье —

    и оружие.

    КОНЦЕПТУАЛИЗМ — (от лат. conceptus — мысль, представление).

    Реакция на социалистический реализм. Поэт «концептуалист» работает не с образами — с идеями. Часто использует сложившиеся в советский период идеологические штампы «затертые до дыр советские тексты или лозунги, речевые или визуальные клише» (В. Руднев).

    Тимур Кибиров «Двадцать сонетов к Саше Запоевой. 5»

    Шли дни. Уже из ложки ела ты,

    Вот звякнул зуб. Вот попка округлилась.

    Ты наливалась смыслом, ты бесилась,

    агукала средь вечной пустоты.

    Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.

    Цвел диатез. Пеленки золотились.

    Немецкая коляска вдаль катилась.

    И я забыл мятежные мечты.

    Что слава? Что восторги сладострастья?

    Что счастие? Наверно, это счастье.

    Ты собрала, как линзочка, в пучок

    рассеянные в воздухе ненастном

    лучи любви, и этот свет возжег —

    да нет, не угль — лампадный фитилек.

    И, наконец, стиль нового времени:

    КОСМИЗМ – (греч. κόσμος - «упорядоченный мир »)

    Концепция: космос — структурно-организованный упорядоченный мир, человек – гражданин этого мира. Микрокосмос, подобен макрокосмосу. Поэт в одной строке способен соединить малое и большое.

    Андрей Романов «Свет сотворения мира»

    Я назвал бы Вселенную именем долгим твоим.

    Победив небытьё,

    не успев насладиться победой…

    Разбежались трамваи,

    как будто Персей с Андромедой,

    Опустела жилплощадь,

    чтоб места хватило двоим.

    Равнодушный рассвет

    Прикоснулся к твоим волосам,

    В ожиданье морозов надел он походные унты.

    Чтоб тебя отыскать —

    Мне отпущены были секунды, —

    Если на слово верить

    космическим звёздным часам.

    Опускается снег,

    заглушая шатанья людей.

    Атом выбросил кванты,

    как белые флаги – квартира

    Осаждённого города…

    Свет сотворения мира

    Только-только достиг

    Петербургских ночных площадей.

    И трамваи привстали на цыпочки,

    Слушая снег,

    Тот, который родился

    На фирновом лбу Эвереста.

    И Дворцовая площадь, как будто чужая невеста,

    Мне напомнит тебя

    Ту, которой давно уже нет:

    Наша юность ушла,

    Простудившись на встречном ветру.

    Образумилась Лиговка.

    Мойка не знает сомнений.

    И над Невской губой,

    В предстоящем бреду наводнений,

    Ты мне шепчешь сквозь вьюгу,

    Что я никогда не умру.

    Акростих

    Акростих - это стихотворение, при написании которого первые слова строк подобраны таким образом, чтобы их начальные буквы, сложенные по порядку сверху вниз, образовывали какое-либо слово, реже - короткую фразу. Этот вариант стихосложения впервые начал применяться в Древней Греции, и только затем - в поэзии других стран. В русском стихосложении первые акростихи появились в 17 в.

    Сложение таких стихотворений - довольно сложная задача. Многие авторы любят этот способ - с помощью первых букв можно передать некое послание или намекнуть на скрытый смысл всего стихотворения, хотя чаще всего из первых букв складывается имя человека, которому посвящен акростих. Для начинающих поэтов написание таких стихов может стать прекрасной тренировкой. Менее распространены мезостих и телестих - более сложные формы акростиха, когда слово или фраза составляется из средних или последних букв каждой строки.

    Вольный стих

    Вольный стих несколько отличается от привычных стихотворений, где соблюдены все требования ритмики и употребляется рифма. При написании вольного стиха количество стоп в строфах не должно быть одинаковым, важно только соблюдение ритма и рифмы. В результате получается поэтическое произведение, звучащее совершенно по-иному, нежели традиционные стихи.

    Чаще всего вольный стих используется в баснях, раньше он был распространен в лирических стихах, эпиграммах и эпитафиях. Интересно, что рифма в вольном стихе появляется не в соответствии с некой закономерностью, а произвольно, то есть чередования групп рифмованных друг с другом строк могут быть абсолютно любыми, при этом их последовательность может изменяться в разных частях стихотворения.

    При написании вольного стиха в распоряжении автора оказывается больше выразительных средств, ведь он оказывается почти свободен от рамок ритмики. Именно поэтому многие поэты очень любят писать именно в жанре вольного стиха.

    Белый стих

    Белый стих характеризуется полным отсутствием рифмы, окончания его строк не имеют созвучия, однако сами строфы пишутся с учетом требований метрики, то есть они имеют одинаковое количество стоп и выдержаны в одном размере. По сравнению с вольными стихами белый стих легче воспринимается на слух. Автор при написании белого стиха имеет большую свободу в использовании выразительных средств, поэтому такие стихотворения, как правило, очень эмоциональны.

    Смешанный стих

    Смешанный стих представляет собой поэтическое произведение, при сложении которого может варьироваться количество стоп (ритмических групп) в строфах, а также может изменяться сам размер стиха (например, ямб может чередоваться с хореем). При написании смешанных стихов автору проще передать настроение и скрытый смысл стиха. Именно поэтому вольные стихи обычно несут в себе сильную эмоциональную нагрузку.

    Верлибр

    Поэзия во все времена являлась наиболее емкой и точной формой выражения чувств, мыслей и эмоций. Вместе с тем, любой стих подпадает под определенные каноны как по форме, так и по содержанию. Техника стихосложения полна условностей, придерживаться которых обязан каждый автор, соблюдая при этом размер, рифму и определенное количество строк. Исключение составляет лишь верлибр – стих, который неподвластен литературным канонам.

    Впервые этот термин появился в европейской поэзии 20 века благодаря сторонникам такого литературного течения, как имажизм. Его авторство принадлежит английскому писателю, поэту и литературному критику Ричарду Олдингтону, который в 1914 году охарактеризовал этим емким словом творчество таких европейских имажистов, как Хильда Дулитл, Фрэнсис Стюарт Флинт, Эзра Паунд и Томас Эрнст Хьюм. В частности, Ричард Олдингтон отметил, что верлибр (от французского vers libre – свободный стих) является одной из наивысших форм поэзии, так как позволяет автору максимально точно передать словами свои ощущения. Справедливости ради стоит отметить, что в сборник имажистов, к которому Ричард Олдингтон написал предисловие, также вошло и его 10 «свободных стихов». Поэтому европейские критики весьма прохладно приняли поэтическую антологию, а термин верлибр на многие годы стал синонимом безвкусицы и отсутствия поэтического дара. В частности, английский критик и поэт-модернист Томас Элиот охарактеризовал приверженцев этого поэтического жанра следующим образом: «Автор верлибра свободен во всем, если не считать необходимости создавать хорошие стихи».

    К середине 20 века литературный мир фактически был разделен на два противоборствующих лагеря, в которых находились сторонники и противники верлибра. Примечательно, что даже маститые поэты этого времени, строго придерживающиеся поэтических канонов, в конце концов, прибегали к помощи верлибра для того, чтобы более полно и емко донести до читателей свои идеи. При этом такие авторы, как Гийом Аполлинер, Поль Элюар, Мария Луиза Кашниц, Нелли Закс и Юрген Беккер апеллировали к тому, что верлибры – отнюдь не новая форма поэзии, и подобные стихи можно найти у авторов различных эпох. Классикой же верлибра по праву можно считать библейские заповеди , которые с детства хорошо известны каждому христианину:

    «Не пожелай дома ближнего твоего;

    Не желай жены ближнего твоего,

    Ни поля его,

    Ни раба его,

    Ни рабыни его,

    Ни вола его,

    Ни осла его,

    Ни всякого скота его,

    Ничего, что у ближнего твоего».

    Современные литературные критики едины во мнении, что сочинять по-настоящему образные и чувственные верлибры способны лишь люди, наделенные несомненным поэтическим даром . Именно поэтому рано или поздно приверженцы классического ямба и хорея обращаются к стихам в прозе. Но при этом работа над верлибром является гораздо более сложной, чем над обычным стихотворением. Все дело в том, что ставшие уже привычными рамки стихосложения в этом случае отсутствуют. Нет нужды тщательно рифмовать слова и соблюдать размер каждой строфы. Но при этом необходимо обладать поистине колоссальной внутренней свободой, чтобы из привычных слов создать тонкое поэтическое полотно, наполненное смыслов, чувствами и личными переживаниями.

    «я смотрю на

    один и тот же

    абажур

    уже

    5 лет.

    Он собрал

    Пыль холостяка

    И девушек, входивших сюда -

    Слишком занятых,

    Чтобы почистить его.

    Но я не против:

    Я был слишком занят,

    Чтобы написать

    Об этом раньше

    Что лампочка светит паршиво

    Все эти 5 лет» (Чарльз Буковский).

    Благодаря тому, что верлибр начисто лишен каких-либо условностей и канонов, каждый автор вправе использовать те средства выражения мыслей, который в каждом конкретном случае кажутся для него наиболее приемлемыми. Поэтому в верлибрах нередко встречается рифма, которая применяется исключительно для того, чтобы правильно расставить акценты в поэтическом произведении. Данным приемом нередко пользовались русские поэты начала 20 века , среди которых – Марина Цветаева, Анна Ахматова, Александр Блок, Лев Гумилев.

    «Приключилась с ним странная хворь,

    И сладчайшая на него нашла оторопь.

    Все стоит и смотрит ввысь,

    И не видит ни звезд, ни зорь

    Зорким оком своим - отрок.

    А задремлет - к нему орлы

    Шумнокрылые слетаются с клекотом,

    И ведут о нем дивный спор.

    И один - властелин скалы -

    Клювом кудри ему треплет.

    Но дремучие очи сомкнув,

    Но уста полураскрыв - спит себе.

    И не слышит ночных гостей,

    И не видит, как зоркий клюв

    Златоокая вострит птица» (Марина Цветаева).

    Современным же идеологом российского верлибра по праву считается Арво Метс , который теоретически обосновал необходимость использование подобной поэтической формы для более емкого и полного создания образов. «Свободный стих представляет собой качественный скачок - переход от слогового стиля речи к новой стихии - к стихии полнозначного слова. Основой, единицей в свободном стихе становится любое значимое слово».

    Квантемы, пунктиры, версеты, зномы

    Искусство поэзии, знакомое человечеству с еще до библейских времен, постоянно развивается. Цель поэзии максимально полно осветить состояния человеческой души, не выходя при этом из строгих форм стихотворного жанра. Однако многие поэты ищут новые стихотворные формы, которые могли бы с неожиданной стороны раскрыть и их поэтический дар, и сам язык.

    Классические стихотворные формы, такие как, например, сонеты, чаще всего определяются способом рифмования (чередования мужских и женских рифм) и их расстановкой (через строку, из строки в строку и т.д.). Новые же стихотворные формы не опираются только на рифму, они становятся более «концептуальными», то есть их формальность уступает место содержательной наполняемости.

    Возьмем, к примеру, новую стихотворную форму «зном», которую ввел в поэтический оборот белорусский поэт Алесь Рязанов.

    «Облака плывут над землей… Не принадлежат ей, не зависят от нее. Но вдруг проливаются на землю дождем и обрушиваются молнией.
    Высотный житель - орел - величественно парит в небесах. Он не знает равных себе. Но вдруг срывается вниз, к добыче - в поле зрения все, что совершается на земле.
    Такова поэзия, таково искусство, такова философия: должны парить высоко и заниматься «высокими» вещами, но в то же время должны соединяться с землей - дождем, молнией, хищностью орла».

    (перевод В.И. Липневич)

    Как отмечают критики и сам поэт, эти поэтические отрывки (зномы - слово придуманное автором) являются не только эстетическими, но и гносеологическими единицами, раскрывающими взгляд поэта на познание мира. Теперь творец не только тот, кто может выразить свое интимное ощущение мира, но и дать читателю способ понимания, с помощью которого он сам может придти к творческому озарению.

    Иногда новая стихотворная форма появляется из переосмысления того, что уже когда-то было. Такой формой, например, является версет. В форме версета были написаны, наверное, самые первые стихи человечества - библейские вирши. Современные версеты - это вариация белых стихов, когда в одной строке умещается целый абзац смысла. Возьмем, к примеру версет Мальвины Марьяновой, поэтессы писавшей в 20-е годы прошлого века.

    «Тоненькие, хрупкие ниточки наших сердец оборвались.
    Мы бредем разными дорогами.
    Если бы кто-нибудь соединил их, мы были бы вместе…
    Мимо идут люди, не слыша твоего стона, моей жалобы.
    И плачут разделенные души…»

    В более современном образе версеты обнаруживают себя в поэзии того же Рязанова.

    «ТАБЛИЧКИ

    На деревьях – таблички.
    На них написано, сколько каждому дереву лет, как оно называется, каковы его толщина и высота.
    Люди проходят мимо деревьев, не замечая их, – они читают таблички.
    А голоса деревьев так и остаются неуслышанными,
    а письмена деревьев так и остаются непрочитанными».

    (перевод В. Козаровецкого)

    Версеты позволяют сегодняшним поэтам говорить языком притч, обращаясь к очень древним струнам нашей души.

    Пунктиры - это краткие (4-6 строк), но емкие стихотворные формы, чем-то напоминающие традиционные японские хокку, но не имеющие строгих правил составления.

    «Вербы
    склонились над речкой:
    как это -
    на бегущей воде
    неподвижные отражения?»

    (перевод В. Липневича)

    Квантемы же отличаются недосказанностью, обрывочностью, когда читатель должен сам домыслить за автором ход его образов и выстроить картину происходящего. Приведем стихотворение еще молодого поэта Антона Летова, который осваивает квантемы.

    «Рай,
    Ад.
    Май, не зима.
    Трава растет,
    Трава не знает,
    Кто посадил ее.
    «Сама».

    Стихи в прозе

    На грани между прозой и поэзией расположился промежуточный стиль написания стихотворных произведений, а именно стихи в прозе. Еще в начале 20-го века их без колебаний причисляли к поэзии, однако сегодня стихи в прозе занимают пограничное положение. Этот жанр характеризуется поэтическим содержанием, часто выдержанным размером, однако сам способ их написания крайне близок к прозаической манере изложения - здесь нет ни рифмы, ни ритма, ни четкого деления на строфы.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное