Домой Кошки Презентация на тему "Былины. Художественные особенности былин"

Презентация на тему "Былины. Художественные особенности былин"

Былины строятся по определённому плану. Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,стр. 6). События в былинах излагаются в строгом порядке, после-довательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах.

Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова. Например: Прямоезжая дорожка заколодела, Заколодела дорожка, замуравела.

Или: Во стольном во городе во Киеве, У ласкового у князя у Владимира. Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского ксня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр. Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины: То старина, то и дёянье, т. е. так было в старину, это - быль. Главный герой былин - русский богатырь.

Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку ТфА дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно.

В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

Часто в былинах применяются сравнения: Нагнано-то силушки черным-черно, Черным-черно, как черна ворона. Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях, Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки, Волком рыскать во чистых полях. Употребляются отрицательные сравнения: Не сырой дуб к земле клонится, Не бумажные листочки расстилаются, Поклоняется сын перед батюшкой... Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяно-вати»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось...

» Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю.

У него «стрелочки калёные», «седё-лышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Л.Н. ТОЛСТОГО

Кафедра документоведения и стилистики русского языка.

Курсовая работа на тему:

«Лингвокультурные особенности русских былин».

Тула 2009

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теория лингвольтурологии и былины:

1.1.Былины как эпические произведения………………………….6

1.2. Теоретические основы лингвокультурологии………………..8

1.3. Былины как исторический источник…………………………12

1.4. Художественное своеобразие былин…………………………15

Глава 2. Былины Новгородского цикла:

2.1. Былины Новгородского цикла и их историческое значение..17

2.2. Поэзия бунта: былины о Василии Буслаеве………………….19

2.3. Былина «Садко»………………………………………………..20

2.4. Поэтический язык былин Новгородского цикла……………..20

2.5. Культурные традиции в русских былинах……………………31

Заключение………………………………………………………………….39

Список использованной литературы……………………………………...40

Введение.

Актуальность исследования. Былина - песня о старине, а старина в понимании человека того времени - основа основ, её реальность, какой бы фантастичной она ни представлялась, не вызывала сомнения. Не случайно на Севере, где сохранился народный эпос, былины назывались “старинами” (термин “былина” был введён исследователем фольклора Сахаровым). Былины сейчас актуальны, ведь по ним можно узнать историю нашей Родины, изучая лингвокультурные их особенности.

Начиная с древнерусского периода слово выполняло большую общественную миссию и в качестве художественного явления жило в сознании людей как самостоятельный образ, воплощающий в себе многовековой опыт народа, заложенный в языке. Именно на этом основании обращение к древнерусской литературе, а в том числе и к былинам, есть возвращение к истокам духовности.

Объектом исследования является отражениетрадиций, обычаев, языковых особенностей в русских былинах.

Предметом исследования является: во-первых, интерпретация былины в рамках культурно-исторического контекста. В центре нашего внимания находится интерпретация как феномен прочтения и осмысления былинных текстов в рамках русской историографической практики. Во-вторых, предметом исследования является комплекс работ, посвященных описанию былинного текста как части культуры.

Цель работы – выявить лингвокультурные особенности в русских былинах на примере Новгородского цикла.

Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

1. Рассмотреть былину как эпическое произведение;

2. Выявить теоретические основы лингвокультурологии;

3. Установить исторические источники былин;

4. Определить художественное своеобразие былин;

5. Выявить историческое значение былин Новгородского цикла;

6. Исследовать поэтический язык былин Новгородского цикла;

7. Рассмотреть отражение в былинах традиций, культуры, быта Древней Руси.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе, «Теория лингвокультурологии и былины», мы рассматриваем процесс возникновения былины, ход ее исторического развития, необходимые условия для изучения исторической бытовой обстановки по былинам, а также устанавливаем связь языка и культуры.

Во второй главе мы переходим к подробному рассмотрению лингвокультурных особенностей былин. Для этого обращаемся к Новгородскому циклу былин, а именно к двум былинам о Василии Буслаеве и былине о Садко. Здесь мы рассматриваем историческое значение этих былин, а затем выявляем особенности поэтического языка, исследуем употребление различных предметов быта, традиции и обычаи Древнего Новгорода.

В заключении подводятся итоги по проделанной работе.

Для анализа данной темы были использованы описательный,аналитический, этимологический методы, интерпретационные методы, изучение и анализ литературы и документов.

Методологическую основу составили работы Р.Липец, посвященные анализу местных мотивов в былинах с рассмотрением отражения в былине быта древнего Новгорода.

Теоретическая основа исследования включает работыВ.П.Аникина, В.Я.Пропп с рассмотрением русского героического эпоса, работы Я.Фроянова и Ю.И.Юдины с изучением былинной истории. Поэтику древнерусской литературы рассматривал Д.С.Лихачев, чьи труды также были использованы при написании данной работы.

Научная новизна. Новизна в данном случае заключается в том, что исследуется реальная жизнь наших предков на основе былинных сюжетов, языка былин.

Практическая ценность работы.

Эпическая традиция не потеряла воспитательного значения сейчас. Несмотря на то, что былины давно закончили устное бытование, на них во многом основывается традиционная система воспитания культурологического опыта человека.Учитывая, что при анализе эпоса затрагиваются глубинные слои социального мировосприятия, можно вести речь об использовании данной работы в исследованиях по изучению менталитета и национального самосознания древних славян, правосознания, восприятия населением легитимности богатства и бедности.

Глава 1. Теория лингвольтурологии и былины.

1.1.Былины как эпические произведения.

Былины - эпические произведения эпохи раннего феодализма с установкой на историческую достоверность, воспевающие богатырей, монументальные образы которых являются воплощением лучших качеств народа, и их героические подвиги, которыми разрешаются конфликты.

Тематика, характер деятельности главных героев и художественные особенности былин не одинаковы. Существуют Новгородский, Киевский циклы и былины о старших богатырях. Русский эпос исторического времени складывался прежде всего как эпос воинский. Это закономерно, так как историческое самосознание народа определяется утверждением своего места и значения среди соседних государств.

Наиболее ранними былинами этого периода являются былины о Добрыне Никитиче. В них нашли отражение процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси. В большинстве воинских былин богатыри вынуждены вступать в схватку с противником, который в виде различных чудовищ захватывает Киев или несметными войсками окружает его и угрожает уничтожением народу и всему государству.

С развитием феодальных отношений начинает сказываться классовые противоречия, что находит отражение в эпосе. В былинах об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Сухмане намечаются конфликты социального характера. Внутренняя жизнь древней Руси порождала и другие конфликты, разрешение которых требовало богатырских возможностей. Особенно бурной и насыщенной политическими событиями была жизнь Новгорода. Новгородские былины донесли до нас неповторимый колорит внутренней жизни древнего торгового города.

Гордость Новгорода своими людьми и богатством явно сказывается в былинах о Садко. В былинах о Ваське Буслаеве оживает бурная жизнь Новгорода с его внутригородскими распрями и политическими конфликтами, разрешавшимися побоищами на Волховском мосту, дальними смелыми походами по русским и нерусским водным путям, оживают рождаемые новгородской вольницей люди с буйным размахом русской души.

Эпическое творчество в период своего расцвета захватывает и бытовые темы. Торжественно и радостно звучит повествование о Соловье Будимировиче и Забаве Путятичне. Бытовые конфликты могли приводить и к трагическому концу. Такова былина о Дунае и Настасье. В былинах о старших богатырях - Святогоре, Волхе, Микуле Селяниновиче и Вольге Святославиче - прославлялись дела этих могучих людей, но их деятельность не имела отношения к решению государственных или общенародных задач. Обладатели великой силы становятся бесполезны в эпоху объединения восточнославянских племен и образовании государства. Им на смену приходят новые богатыри, не обладающие таким необъятным могуществом, но достаточно сильные, чтобы прославить родную землю, обеспечить им безопасность.

Без привлечения былинной поэзии не может быть построена ни история Киевской Руси, ни история русской общественной мысли, так как нельзя удовольствоваться лишь односторонними, классово-ограниченными оценками исторических событий, оставленными придворными летописцами и церковной литературой.

1.2. Теоретические основы лингвокультурологии.
Проблема связи языка и культуры является одной из наиболее актуальных в современной науке разработок.
Эта проблема занимает важное место не только в лингвистике как таковой, но и в смежных с ней научных дисциплинах, например, в культурологии, социологии, этнографии, фольклористике и т.п. Особое внимание исследователей обращено на функциональное взаимодействие феноменов «язык» и «культура» в ходе исторической эволюции этноса, роль языка как фактора этносоциального развития, его функционирования в разных этносоциальных и социокоммуникативных ситуациях. Эта проблема является центральной для многих направлений языкознания (психолингвистики, когнитивной лингвистики, этнопсихолингвистики, теории коммуникации и т.д.). Однако в научной литературе отсутствует единое представление о характере взаимоотношений языка и культуры. К. Леви-Стросс, например, указывал, что «употребляемый в обществе язык отражает общую культуру народа... Он представляет собой один из ее элементов, именно с помощью языка индивид обретает культуру своей группы», т. е. по мнению этого исследователя, язык может рассматриваться как:
1) продукт культуры;
2) часть культуры;
3) условие культуры.
Е.Ф. Тарасов в статье «Язык и культура: методологические проблемы» говорит о включенности языка в культуру и наоборот, а также отмечает, что «стремление рассматривать язык и культуру в их единстве, точнее, в их взаимосвязи основывается на их явно или неявно постулируемом онтологическом единстве. Для решения проблемы языка и культуры в общем виде или в форме частных задач необходимо установить формы объективного единства языка и культуры».

Страницы учебника: 21-38.

Цели: открыть особенности жанра «былина» (былинный напевный язык, повторы слов - начало строк и повторы внутри стиха, уменьшительно-ласкательные формы слов).

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

Россия, Россия - края дорогие,

Здесь издавна славные люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

II. Объявление темы и постановка целей урока.

Какие трудности вы испытывали при чтении былины? (Ответы детей.)

На предыдущих уроках мы уже проникли в тайну содержания былины. В чем она заключается? (В былине реальные исторические события сочетаются со сказочным сюжетом, героями.)

Сегодня мы раскроем секрет исполнения былины. Как вы думаете, почему былину трудно читать? (Высказывания детей.)

Интересно, что былины создавались народом не для чтения, а для исполнения. Сейчас в нашей «творческой лаборатории» давайте проведем исследование и определим отличительные художественные особенности былины.

Подумайте, на что надо обратить внимание? (Ответы детей.)

III. Изучение нового материала.

1. Выразительное чтение.

Прочитайте первую часть былины.

2. Художественное своеобразие былины.

Почему так подробно описывается хождение Садко к Ильмень-озеру? (Отношение героя к окружающему природному миру - Ильмень-озеру. Эпический герой - это герой с мифологическим прошлым: он еще зависим от природы, боится ее:

Волна в озере как расходилася,

Как вода с песком да сомутилася!

Устрашился Садко да сидети здесь,

Одолел Садка страх великий -

А и пошел опять он от озера...

Вместе с тем в эпическом герое уже есть и независимость от природы, и храбрость, - Садко на третий день сидения на горючем камне устал бояться:

Тут осмелился Садко да новгородский

А сидеть играть все у озера...

Садко играет до тех пор, пока из Ильмень-озера не вышел сам Морской царь. Вот эти сложные отношения человека-героя с природой: страх и желание взбунтоваться (такие же отношения с природой у Одиссея) - и есть примета эпоса, эпического стиля, характеристика эпического героя.)

Что придает былине напевность? (Неторопливость рассказчика и внимание его к перечислению всяких подробностей, например:

И как завтра позовут тебя на почестный пир,

Много будет там купцов новгородских;

Как и будут все на пиру напиватися,

Будут все на пиру да наедатися,

Как будут все похвальбами да похвалятися,

Иной будет хвастати да несчетной золотой казной,

Иной будет хвастати добрым конем,

Иной будет хвастати силой-удачей молодецкою,

А как умный-разумный да будет хвастати

Старым батюшкой, старой матушкой,

А и дурак-то да будет хвастати

Да своей он как молодой женой...

Троекратные дословные повторы одного и того же эпизода. Русская былина как бы «пробуксовывает», возвращая действие на круги своя по три раза, чем своеобразно подчеркивается ценность того, о чем идет речь.

Троекратность повторов целых эпизодов в былине - одна из примет песенности: в песнях часто есть «припев», особенность которого в том, что он повторяется; песенность былины подчеркивается и повторами зачинов - слов, с которых начинаются строчки:

Как опять тут с ним да случилося:

Не зовут Садка на почестен пир,

Как другой день не зовут и на третий день,

И опять Садку да соскучилось,

И пошел Садко да к Ильмень-озеру,

Как садился он на синь горюч камень,

Как он начал играть во гусли во яровчаты,

Как опять он играл с утра до вечера,

А волна уж в озере расходилася,

А вода с песком да сомутилася!

Иногда это повторы глаголов:

Стал ездить Садко да по всем местам,

По другим городам да он по дальним,

Стал получать барыши да он великие!

Но чаще всего это повторы союзов или союзных слов:

И так тут да после этого

И женился Садко, купец новгородский.

А еще Садко да после этого

Как он выстроил палаты белокаменные,

Как он сделал все в своих палатушках,

Как он сделал в теремах все по-небесному:

Как на небе печет да красно солнышко...

Эта очень важная особенность русского эпоса, например, троекратную повторяемость слов внутри стиха:

А потом построил тридцать кораблей -

Тридцать кораблей, тридцать червленых ,

Как свалил он товары новгородские

На те на червленые кораблики,

И поехал торговать купец богатый новгородский

На своих на червленых корабликах...)

Почему отсутствие рифмы не лишает былину напевности? (Есть ритм, многие строки начинаются с союзов и , а .)

Интересно, что повторение предлога перед каждым словом - довольно часто используемый былиной прием. Предлог со позволяет подчеркнуть ценность и значительность каждого слова, выделить его особо с помощью предлога.

Прочитайте ту часть былины, где говорится о плавании Садко по Ильмень-озеру.

Почему былина так любит использовать уменьшительно-ласкательную форму слов? Приведите примеры использования уменьшительно-ласкательной формы. (В этой форме проявляется доброе, хорошее отношение Садко к членам дружины: «дружинушка хоробрая, любезная» - так называет ее Садко, а также любовное отношение к предметному миру в целом: «гусельки яровчаты», «червленые кораблики», «столик дубовый», «именьице».)

Поскольку все предметы, названия которых даны в уменьшительно-ласкательной форме, так или иначе имеют отношение к Садко, можно сказать, что в использовании этих форм проявляется теплое отношение былины (народа-автора и певца-исполнителя) к самому Садко.

Из чтения былин в третьем классе нам знаком прием преувеличения. Найдите случаи явного преувеличения в тексте. (Например: «В теремах у него печет да красно / солнышко; / У него в теремах светят / звезды частые.)

3. Обобщение.

Назовите теперь отличительные черты былины. (Былинный зачин, неспешность, обстоятельность, подробность повествования, образность языка.)

Какие особенности образности языка былин вам известны? (Гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы.)

Физкультминутка

4. Выразительное чтение былины. (Оценка чтения.)

Как можно назвать последнюю часть былины? (Дети придумывают разные названия.)

5. Беседа по определению жанровой принадлежности былины.

Согласитесь или опровергните данные высказывания:

«Былина - это песня. Былина - это сказка». (Былины читают нараспев, подыгрывая на гуслях, их исполняют торжественно, так как о славных людях ведут разговор; в былине есть характерные особенности волшебных сказок; но былина сочетает в себе черты волшебной сказки и песенности исполнения.)

IV. Итог урока.

Какие бывают былины? (Киевские и новгородские; героические и сказочные.)

Как вы думаете, манера исполнения этих былин будет разная? (Нет.)

В старших классах вы познакомитесь с былинами социально-бытового характера («Вольга и Микула»). Назовите особенности чтения былины.

Домашнее задание: подготовиться к уроку-дискуссии на тему «Чего в былинах больше: сказочного вымысла или исторической правды?».

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева . Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход - это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина , определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция , в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки - «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места - это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места - устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтики посвящена работа саратовского ученого А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя». 1

Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы» пишет о том, что время действия в былинах относится к условной эпохе русского прошлого. Для одних былин - это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для других - это эпоха новгородской вольности. Действие былин происходит в эпоху русской независимости, славы и могущества Руси. В эту эпоху «вечно» княжит князь Владимир, «вечно» живут богатыри. В былинах все время действия отнесено к условной эпохе русской старины. 2

Читайте также другие статьи по теме "Русский героический эпос. Былины" :

  • Особенности жанра былин

Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.

Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.

Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.

Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.

Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.

В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.

В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови... да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.

Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.

Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Куприна Ю-ю

    Речь идёт об умной, очаровательной кошке. Это доброе, отзывчивое, поражающее своими повадками животное. Коричневая, пушистая кошечка, понравилась мальчику и получила прозвище Ю – Ю.

  • Образ и характеристика Барона в пьесе На дне Горького сочинение

    Барон – взрослый мужчина, один из жителей ночлежки, по совместительству работающий сутенёром. К такой жизни, по его словам, его привела череда несчастий, из-за которой он оказался без гроша

Новое на сайте

>

Самое популярное