Домой Породы Основные мотивы лирики Аполлона Майкова. Природа и человек

Основные мотивы лирики Аполлона Майкова. Природа и человек

Анализ стихотворения Майкова Поле зыблется цветами 8 класс

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер произведения

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания. Стихотворение «Поле зыблется цветами…» было написано А. Майковым в 1857 г. К этому времени поэт уже многое повидал в жизни, побывал за границей. В его творчестве появились более серьезные философские темы. При этом он продолжал писать чисто эстетические, невероятно трогательные стихотворения. К ним принадлежит «Поле зыблется цветами…».

2. Жанр произведения - пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения - восхищение поэта прекрасным пейзажем. Главный образ - жаворонки, пение которых слышит автор. Он не видит самих птиц, их голоса словно изливаются из окружающей природы. Майков создает у читателя ощущение удивительной гармонии, образующейся из сочетания звуковых («жаворонков пенье») и зрительных образов («света волны»).

Чудесные звуки природы ассоциируются у автора с «надеждами молодыми». Майков в этот период работал библиотекарем и оказывал всяческую поддержку начинающим литераторам. Можно предположить, что молодых талантливых поэтов и писателей и имеет в виду автор. Юных певцов еще не видно «за светом», до лирического героя лишь доносятся их звонкие голоса. Но само их появление - свидетельство неиссякаемого источника творческой жизни. Автор с улыбкой приветствует их. Он безгранично счастлив возникновению новых талантов.

В целом произведение очень трогательное и по-детски непосредственное. Автор предлагает читателю взглянуть на окружающий мир глазами ребенка. Когда у человека еще не возникло взрослых проблем и переживаний, его душа открыта навстречу природе. В этом также можно увидеть намек автора на молодые таланты, которые еще только начинают нелегкий творческий путь. Их преимущества - молодость и наивная уверенность в своих силах.

4. Композиция. Стихотворение имеет небольшой размер. Но каждая из трех строф несет особую смысловую нагрузку. Первая строфа - набросок, описание красоты пейзажа. Во второй строфе автор проводит параллель между жаворонками и «надеждами молодыми». В финальной третьей строфе поэт отрывается от физических ощущений, устремляя «взоры к небу». В его душе расцветает любовь и радость за все юные здоровые силы.

5. Размер произведения - четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства. В миниатюрном произведении поэт сумел мастерски использовать различные выразительные средства. Он применяет эпитеты («вешние», «голубые», «молодые»); метафору («света волны»); олицетворения («взор мой тонет», «надежды тешат»); инверсию («жаворонков пенья… бездны полны»). Центральный прием стихотворения - сравнение надежд с жаворонками. Почти половина строк произведения оканчивается многоточием, что создает ощущение спокойного размышления при виде прекрасного пейзажа.

7. Основная мысль стихотворения - надежда поэта на счастливое будущее, возникающая у него при созерцании чудесной природной гармонии.

Становление и расцвет дарования А.Н. Майкова приходится на годы, когда русские читатели открывают для себя творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, гениальных лириков природы. Поразить читателя новым видением мира было доступно только сильному дарованию. А. Майкову удалось создать неповторимые, всегда узнаваемые пейзажи.

Во многих стихотворениях-пейзажах Майкова звучит слово «тайна» («Для чего, природа...», 1845). Но притягивает поэта не столько сокровенное, сколько видимое - внешняя красота мира: выразительность и изящество форм, контрастность и яркость цветов. Он ищет в природе красоту, которой поклонялся с детства, красоту искусства, восхищается в природе прежде всего тем, что напоминает ему величественные памятники искусства, - стройностью форм архитектуры или скульптуры, выразительностью красок живописных полотен. Впечатление красоты природы передается с помощью архитектурных или скульптурных образов. Яркий пример ранней пейзажной лирики Майкова - стихотворение 1841 г. «Горы» :

Люблю я горные вершины.
Среди небесной пустоты
Горят их странные руины,
Как недоконченны мечты
И думы Зодчего природы.
Там недосозданные своды,
Там великана голова
И неизваянное тело,
Там пасть разинутая льва,
Там профиль девы онемелый...

Природа предстает как творение великого Зодчего - мысль, которая исключает сокровенные «тайны» природной жизни или власть «древнего хаоса», как, например, у Тютчева. Это стремление видеть в жизни природы гармоническую стройность форм, изначальную продуманность линий сохранится и в поздней лирике Майкова. Так, в стихотворении 1887 г. «Гроза» восхищение поэта вызывает все та же точность линий и стройность форм, заставляющая уподобить облака - колоннам и карнизу грандиозного здания, поля - изящному столу, покрытому парчовой скатертью:

Кругом царила жизнь и радость,
И ветер нес ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей.

Но вот, как бы в испуге, тени
Бегут по золотым хлебам,
Промчался вихрь - пять-шесть мгновений -
И, в встречу солнечным лучам,

Встают серебряным карнизом
Чрез все полнеба ворота.
И там, за занавесом сизым,
Сквозят и блеск, и темнота.

Вдруг, словно скатерть парчевую
Поспешно сдернул кто с полей,
И тьма за ней в погоню злую,
И все свирепей и быстрей.

Уж расплылись давно колонны,
Исчез серебряный карниз,
И гул пошел неугомонный,
И огнь, и воды полились...

Где царство солнца и лазури!
Где блеск полей, где мир долин!
Но прелесть есть и в шуме бури,
И в пляске ледяных градин!

Их нахватать - нужна отвага!
И - вон как дети в удальце
Ее честят! Как вся ватага
Визжит и скачет на крыльце!

Описывая внезапную перемену погоды в летний день, поэт стремится показать красоту, «прелесть», которая торжествует и в «царстве солнца и лазури», и в природном буйстве. Не случайно ливень уподобляется поэтом другому искусству - танцу, пляске, что также вносит мысль о красоте и гармонии бурной стихии. Но можно отметить и новую черту в пейзажах позднего Майкова: здесь органично соединяются изысканные сравнения и образы и бытовая, вполне прозаическая картина - детского веселья. Детское веселье напоминает своим буйством природу, хотя и лишено ее красоты: ватага не «пляшет», а «визжит и скачет».

В пейзажах Майкова отразились и его ранние занятия живописью. Поэт не просто описывает представший его взору мир, а как бы украшает его, привносит в него дополнительную красоту и гармонию. Эти особенности ранней пейзажной лирики отчетливо видны в стихотворении «Уж утра свежее дыханье» . Здесь природа названа «созданьем», густой бор - напоминает древний храм «главами» и «сводом» деревьев, восток - уподоблен «ковру», луг - бархату. Яркие контрастные краски - черный, алый, пурпурный, эпитеты: алмазный, бархатный - придают пейзажу нарядность и выразительность. Все здесь обнаруживает мастерское владение словом, но красота мира кажется холодной и искусственной:

Уж утра свежее дыханье
В окно прохладой веет мне.
На озаренное созданье
Смотрю в волшебной тишине:
На главах смоляного бора,
Вдали лежащего венцом,
Восток пурпуровым ковром
Зажгла стыдливая Аврора;
И с блеском алым на водах,
Между рядами черных елей,
Залив почиет в берегах
Как спит младенец в колыбели;
А там, вкруг холма, где шумит
По ветру мельница крылами,
Ручей алмазными водами
Вкруг яркой озими бежит...
Как темен свод дерев ветвистых!
Как зелен бархат луговой!
Как сладок дух от сосн смолистых
И от черемухи младой! <...>

В другом стихотворении 1839 г. «Зимнее утро» поэт также стремится придать миру дополнительную яркость и красоту, не жалея изысканных, роскошных красок: «янтарные завесы пылающих небес», «светила дневного кровавое пятно», пурпурный отлив серебряных снегов, «блистательный» морозный узор на стекле. Несомненно, под влиянием чудесной пушкинской картины «зимнего утра» молодой поэт пытается внести жизнь в свое описание деревенской зимы и рассказывает о зимних заботах и радостях. Но прозаические детали, в сущности, тоже нарядны, приукрашены:

<...> Деревня весело встречается с зимою:
Там по льду гладкому и скользкому реки
Свистят и искрятся визгливые коньки;
На лыжах зверолов спешит к лесам дремучим;
Там в хижине рыбак пред пламенем трескучим
Сухого хвороста худую сеть чинит <...>

Много лет спустя в одном из писем Майков весьма резко выскажется по поводу своих ранних стихотворений, осуждая их как «картины неизвестного мира, быта, пейзажи без всякого географического значения», и главный недостаток их увидит в том, что «это все чужое, не имеющее места на земле, с неизвестно какими людьми». Это, в общем-то, справедливое суждение, все же представляется излишне суровым: «пейзажи без всякого географического значения» если и не давали возможность познать своеобразие природного ландшафта России, то, во всяком случае, открывали гармонию и красоту природной жизни.

Одна из излюбленных деталей пейзажа у раннего Майкова - отражение красоты земли и неба в воде - в «водном зеркале», водном «стекле». Вот одно из лучших майковских ранних стихотворений - «Сон» , особенно высоко оцененное В.Г. Белинским. Гармоничное медленное движение пронизывает майковский пейзаж: на глазах читателей размеренно идет внутренняя тихая жизнь вечерней природы. Мягкие, изысканные краски - синий, желтый, палевый доминируют в этом пейзаже:

Когда ложится тень прозрачными клубами
На нивы желтые, покрытые скирдами,
На синие леса, на влажный злак лугов;
Когда над озером белеет столп паров
И в редком тростнике, медлительно качаясь,
Сном чутким лебедь спит, на влаге отражаясь, -
Иду я под родной соломенный свой кров,
Раскинутый в тени акаций и дубов;
И там, в урочный час, с улыбкой уст приветных,
В венце дрожащих звезд и маков темноцветных,
С таинственных высот, воздушною стезей,
Богиня мирная, являясь предо мной,
Сияньем палевым главу мне обливает
И очи тихою рукою закрывает,
И, кудри подобрав, главой склонясь ко мне,
Лобзает мне уста и очи в тишине.

Для Майкова «все в природе - полно богов», если воспользоваться идеей древнегреческого философа Фалеса. Нереиды и нимфы живут в водах древнего титана Океана, бог Пан и фавны живут в дубравах, оглашая их звуками свирели и насмешливыми голосами, - и этот божественный, дивный мир любовно описывает русский поэт.

Стремление видеть мир гармоничный и прекрасный характерно не только для антологических стихотворений, но и стихотворений, навеянных родными картинами, картинами русской жизни. И даже позднее, когда мир реальный, со своими живыми, вполне прозаическими приметами войдет в лирику Майкова, образы, навеянные древнегреческой и древнеримской мифологией, памятниками мирового искусства, органично соединятся с самыми бытовыми подробностями. Как, например, в стихотворении 1854 г.:

Весна! Выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

«Выставляется первая рама» - вполне прозаическая, бытовая деталь соседствует, органично соединяется с весенними отчетливыми звуками - со стуком колес, шумом голосов, со звоном колоколов. Эти приметы позволяют видеть весенний мир и передают чувство весеннего оживления, весенней свежести, когда в распахнутые окна вливаются живительной волной свежий ветер, когда пронзительно и четко слышны все звуки. Вместе с выставленной рамой как бы исчезают преграды между домом и миром, и мир властно напоминает о себе. Вторая строфа создает уже иной образ весны, не бытовой, а возвышенный: весна - это «царица цветов». Торжественное шествие весны, сыплющей цветами, вызывает в памяти полотно Сандро Боттичелли «Весна», где в окружении богинь и граций является осыпаемая цветами Весна.

Весна-богиня, окруженная цветами, весна - «царица цветов» - образ, который не раз возникнет и в других стихотворениях Майкова («Весна», 1880, «Над необъятною пустыней Океана», 1885). Женственная красота и нежность разлиты в природе для А. Майкова. Поэт любит живописать мир радостный, веселье «в степи и на небесах». Ощущение радостного праздника передают любимые эпитеты поэта - «веселый», «торжественный», «праздничный», обилие в пейзажах Майкова света и серебра, излюбленного поэтом серебряного цвета. В этом мире все наполнено радостным движением - поэт любит описывать, как весело порхают бабочки и стрекозы, летают птицы. Здесь светит «праздничное солнце» («Туманом мимо звезд сребристых проплывая»), «весело» трудятся жницы («Нива»), «весело» вьют гнездо ласточки («Ласточки», 1856), звенит радостное многоголосие - поют птицы, шумят деревья, стрекочут кузнечики, раздается «веселый» лай жучки («Пейзаж»), и даже ледник встает «в стыдливом девственном веселье» («Альпийские ледники»). «А на небе-то, Господи, праздник, и звон, и веселье» - эта строка из стихотворения 1859 г. «Здесь весна, как художник уж славный, работает тихо» удивительно точно передает общее впечатление от пейзажей Майкова.

Природа - это не только воплощение красоты и радости, но мир, исполненный чистоты и мудрости. В пейзажах Майкова можно встретить романтическую антитезу «пустыни людной» и «пустыни Божией». Мир природный своей гармонией противопоставлен человеческому миру. «Природа и любовь к ней заставляют глубже чувствовать уклонения условий общественной жизни от нормы», - скажет поэт в одном из писем. И это восприятие природы во многом определяет настроения майковских пейзажей: поэт любовно описывает самые прозаические детали, стремясь подчеркнуть гармонию и глубокий смысл обыденной, каждодневной жизни, например, в маленькой поэме «Рыбная ловля» , которую исследователи называют одним из лучших и поэтичнейших созданий Майкова :

Меж тем живет вокруг равнина водяная,
Стрекозы синие колеблют поплавки,
И тощие кругом шныряют пауки,
И кружится, сребрясь, снетков веселых стая
Иль брызнет в стороны, от щуки исчезая. <...>
Чтобы вздохнуть, кругом я взоры обвожу.
Как ярки горы там при солнце заходящем!
Как здесь, вблизи меня, с своим шатром сквозящим,
Краснеют темных сосн сторукие стволы
И отражаются внизу в заливе черном,
Где белый пар уже бежит к подножьям горным.
С той стороны село. Среди сребристой мглы
Окошки светятся, как огненные точки;
Купанье там идет, чуть слышен визг живой,
Чуть-чуть белеются по берегу сорочки,
Меж тем как слышится из глубины лесной
Кукушка поздняя да дятел молодой…
Картины бедные полунощного края!
Где б я ни умирал, вас вспомню, умирая:
От сердца пылкого все злое прочь гоня,
Не вы ль, миря с людьми, учили жить меня!..

Серебристый цвет, свет, воздух пронизывают эту картину. Любовью к этому простому и чистому миру, к его веселой суете, к радостному движению в природной жизни исполнен поэт. Размышляя в одном из писем о своем творчестве и пытаясь понять «общую идею», что выражается в его поэзии и проходит через всю его жизнь, Майков увидит ее в «природе, натуре, натуральности и норме». «Не говоря уже о природе внешней, - добавит он, - что автор любит ее и любит жить с ней, в ней <...> успокоительное ее влияние, мне кажется, заметно и в нормальности отношений автора в житейском мире».

Рассвет

Вот – полосой зеленоватой
Уж обозначился восток;
Туда – тепло и ароматы
Помчал со степи ветерок;

Бледнеют тверди голубые;
На горизонте – все черней
Фигуры, словно вырезные,
В степи пасущихся коней...

Эти строки написал Аполлон Николаевич Майков. Поэзия Майкова открывается прежде всего нашему взору как зарисовка к большой картине или законченный этюд. Стихи его требуют от читателей зрительного внимания: при их чтении боязно упустить сочетание красок, игру светотени.
Вслушайтесь, вглядитесь в стихотворение "Рассвет". Здесь, как на полотне художника, очень важно освещение. Каждая деталь выписана настолько, насколько ее можно увидеть в предутренней дымке. И каждая деталь освещена именно тем отсветом, которым она выхвачена из отступающей темноты. Неяркие изменчивые блики создают у нас неповторимое "рассветное" настроение. Зеленоватый (еще не зеленый) горизонт, бледнеющая голубизна неба и рельефы предметов на земле кажутся слитыми друг с другом... И все это – в восьми строках.
В русской поэзии XIX века поэзия Майкова – страница, похожая на холст художника.

И задымилася роса
На всем пространстве желтых нив,
И ночь взошла на небеса,
Тихонько звезды засветив.

Живописность поэзии Майкова не случайна: краски и кисть влекли его с детства. Майков родился в 1821 году в семье известного живописца. Талантливой была вся семья. Дом Майковых, по словам писателя И. А. Гончарова, "кипел жизнию, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств... и все вместе с хозяевами составляли какую-то братскую семью или школу, где учились друг у друга..."
Аполлон Майков долго совмещал в себе поэта и художника. Он уже опубликовал первый сборник стихотворений, но так и не решался сделать окончательный выбор.
Книжка Майкова была встречена дружными похвалами. Виссарион Григорьевич Белинский сразу угадал в нем художника. "Какая мягкая, нежная кисть, какой виртуозный резец, обличающие руку твердую и искушенную в художестве!" – писал он. Белинский, критик строгий и придирчивый, сказал о стихотворении "Сон": одного такого стихотворения "достаточно, чтобы признать в авторе замечательное, выходящее за черту обыкновенности, дарование. У самого Пушкина это стихотворение было бы из лучших".
Окончив университет, Майков отправился в Италию, куда устремлялись тогда русские художники. Впрочем, Майков привез из Италии не альбом пейзажей, а книгу новых стихотворений. Из Флоренции поэт писал друзьям: "Чувство природы, возбуждаемое в нас ее созерцанием, везде одно – и в болотистых окрестностях петербургских, и где угодно. У нас в русской природе это чувство живее и непосредственнее, оттого что там вокруг вас леса, луг и нивы, и все это жужжит, шумит, шелестит... а здесь – камень, декорации, апельсины... Но этого живого трепета не чувствуете, как в еловом или в березовом лесу, или в лугах с кузнечиками, бабочками... Я и не воображал, что может быть такая мука на свете – не жить в России. Ума не приложу, как это делают другие".
"Живой трепет" русской природы и был одним из основных лирических мотивов Майкова. В его стихах изображение порой моментально, но вся картина надолго остается в памяти:

Но вот, как бы в испуге, тени
Бегут по золотым хлебам –
Промчался вихрь – пять-шесть
мгновений –
И, в встречу солнечным лучам,
Встают с серебряным карнизом
Чрез всё полнеба ворота,
И там, за занавесом сизым,
Сквозит и блеск и темнота.

Прихода грозы в этом стихотворении не слышно, она нема, но тем нагляднее гроза является.
Уже современники Майкова заметили, что его поэтическая речь удивительно естественна и точна. Сам он признавался: "Странное дело: не могу писать прозой; кажется, рифма по натуре и по трудности своей должна быть препятствием выражения мысли; для меня напротив – я в стихах не упущу той мысли, которую хотел выразить, а в прозе ее беспрестанно упускаю..."
Но Майков вовсе не был спокойным созерцателем природы, отрешенным от людских забот. О его общественных убеждениях можно судить по следующим строкам:

Пой красоту из полной груди,
И красоту полюбят люди,
И крепки правдой и добром,
Никто уж, никаким обманом,
Не будет слабого тираном,
Не будет сильному – рабом!

Поэт всерьез интересовался русской стариной. Он сдружился с лучшими историками и скоро стал настоящим знатоком прошедших веков. По его собственным словам, он погружался в историю до такой степени, что воочию видел лица князей, дружинников, путешественников, прославленных в русских летописях. Майков даже написал для детей "Рассказы из русской истории", в которых описал Мамаево побоище, эпоху Петра I и другие события.
Когда старший сын Майкова начал в гимназии изучать "Слово о полку Игореве" – великое творение русской словесности XII века, поэт решил ему помочь. Древнерусский текст восхитил Майкова, он увлекся разгадыванием непонятных мест "Слова". Вскоре оказалось, что другие исследователи понимали неясные строки и выражения иначе, чем поэт. Тогда Майков загорелся идеей самому перевести "Слово". Этот перевод стоил ему четырех лет напряженного труда. Поэт не только изучил древнерусский язык, но и проникся духом героических поэм народов Европы, написанных в о дну эпоху со "Словом". Когда перевод Майкова вышел в свет, читатели удивлялись и поэтическим достоинствам текста и научной осведомленности переводчика.
Аполлон Майков прожил долгую жизнь: он скончался 76 лет от роду, в 1897 году. Когда его попросили сообщить подробности биографии, он ответил: "Вся моя биография не во внешних фактах, а в ходе и развитии внутренней жизни, в ходе расширения моего внутреннего горизонта..., во внутренней работе ума над впечатлениями и наблюдениями жизни...". Приобретая с годами знания и опыт, поэт до конца жизни берег привязанность души к отеческим краям, "где в поле по росе мой след еще хранится". "Виртуозный резец", как когда-то писал Белинский, не уставал вытачивать рельефы Родины:

Картины бедные полунощного края!
Где б я ни умирал, вас вспомню, умирая:
От сердца пылкого все злое прочь гоня,
Не вы ль, миря с людьми, учили жить
меня!..

Век Аполлона Майкова истек давно, но образы, изваянные им в плоти стиха, навсегда вошли в русскую поэтическую память. Значит, он не ошибся:

Рисунок А. Гришина.


В русском искусстве нередко встречается тема крестьянства, крестьянского труда, природы. Этим темам посвящены и стихотворения Майкова "Нива" (1842) и Случевского "Полдневный час. Жара гнетет дыханье...", в которых сочетаются природные картины и социальные проблемы. Несмотря на использование схожих образов, эти произведения кардинально отличаются друг от друга.

Оба поэта начинают свои стихотворения с пейзажной зарисовки - изображения жаркого летнего дня.

Описание природы в стихотворении "Нива" удивительно похоже на картину "Косцы" Г.Г. Мясоедова: то же бескрайнее ржаное поле, счастливые работающие крестьяне, взгляд на происходящее снизу вверх (лирический герой наблюдает за жнецами лежа). Герой Майкова любуется русской природой, подробно описывает все, что окружает его: и травы, и пчел, и яблони... Особое место в стихотворении занимает образ ржаных колосьев: герой "идет, с трудом ее [рожь] руками разбирая", ему "прилечь отрадно, в тени высокой ржи, где сыро и прохлодно". Колосья подвижны, шумят и качаются на ветру, что выражается олицетворением "колосья надо мной беседу важную ведут между собой...".

Картина мира в целом в стихотворении не менее подвижна, причем она наполнена не только движениями, но и запахами, и звуками: "стучат проворные цепы", "скрипят возы", "шумный народ", "воздух полн и розана и меда". Несмотря на то, что изображается летний жаркий день, лирическому герой чувствует себя комфортно, в стихотворении несколько раз встречается мотив воды: "сыро и прохладно", "ныряя, точно в море", "по влаге ударяя". Ключевое слово в описании природы Майкова - "благодать", оно несколько раз повторяется в стихотворении.

Совсем другая картина природы у Случевского. Летний полдень для лирического героя не блаженство, а мучение ("Полдневный час"="Ужасный час"). В каждой строке стихотворения присутствует мотив жары, сухости, подчеркивается всякое отсутствие воды. Герою некомфортно здесь: "жара гнетет дыханье", "блеск глаза слезит", "в ушах шумит", "жжет движенье". Вместо обилия и плодородия, которыми наполнено стихотворение Майкова, Случевский изображает мертвую, выжженую траву, вербу, сворачивающую листья, спрятавшихся животных. Вокруг так жарко, что даже воздух колеблется, "будто бы кипит", что помогает выразить аллитерация шипящих: "жара", "прищурясь", "прожжена", "шумит", "слышны". "ужасный", "жжет движенье" и др.

Противоположны в стихотворениях и изображения крестьянского труда. Для героев Майкова труд - удовольствие: "жнецы и жницы...уж вяжут весело тяжелые снопы". Даже в описании бурлаков, выполняющих действительно тяжелую, изнурительную работу, нет ни одного слова с негативной семантикой, наоборот, тянущие корабль сравниваются с грациозными журавлями.

Крестьяне Случевского трудятся, не получая удовольствия. Для них работа - вынужденная необходимость, даже страдание: "Но это время названо страдою//Другого слова нет его назвать...".

Различное восприятие труда обуславливает непохожее понимание лирическими героями урожая.У Случевского хлеб - это плод долгих и тяжелых трудов и даже страданий, а потому необыкновенно дорогая вещь, с которой нельзя обращаться пренебрежительно. Он воспринимается только как реальный физический объект. У Майкова наоборот, урожай - это "дар святой неба", появление которого зависит от Бога, а не от людей. Кроме того, в "Ниве" выстраивается антитеза материального хлеба и "хлеба духовного", а сама нива предстает не только как поле, но и как символ общества, где зреют зерна духовности. У героев этого стихотворения рожь в избытке, она дается им достаточно легко. Крестьяне Майкова нуждаются в духовном: в образовании, культуре.

Лирические герои стихотворений тоже выражены по-разному. Лирический герой Случевского не активен, он только наблюдатель. Читатель будто смотрит на мир его глазами, присутствие его самого видно только через его ощущения: слезящиеся глаза, шум в ушах и др. Герой Майкова более активен: он идет по меже, перепрыгивает через ограду, ложится среди колосьев. Стихотворение не только воспроизводит то, на что смотрит герой, читатель видит и его самого.

Интересно, что лирический герой Случевского не перемещается в пространстве, видит и описывает одну и ту же картину. Окружение героя у Майкова наоборот, постоянно меняется: в первой строфе он описывает то, мимо чего проходит, во второй герой лег в поле... Казалось бы, ему должны быть видны только колосья и жнецы, но поле его зрения вдруг расширяется. Теперь это уже взгляд не снизу, а сверху: герой замечает и поле, и некое пространство с возами и шумной толпой, вероятно, улицу, и реку с бурлаками.

Общие черты есть в ритмической организации стихотворений. Оба они написаны ямбом, в "Ниве" - шестистопным с мужской рифмой, в "Полдневном часе..." - чередующимися женскими шестистопными и мужскими пятистопными строками. Тип рифмовки у Майкова - парная, в некоторых строках также перекрестная. Случевский в своем стихотворении использует только перекрестную рифмовку.

Похожи и композиции этих произведений. Оба стихотворения композиционно и строфически делятся на 3 части, где первая - описание окружающей природы (1 строфа у Майкова, 1-3 у Случевского), вторая - изображение трудящихся (2 у Майкова и 4 у Случевского), а третья - мысли лирических героев, вызванные окружающей природой и крестьянским трудом, и выражение идеи произведений (последние строфы в обоих стихотворениях).

Идеи этих стихотворений совершенно различны. Образы у Майкова двойственны: они понимаются читателем и в прямом значении - как природные явления, и в переносном - как общественная ситуация. "Нива" написана в 1842 году, когда, по выражению поэта, "повеяла весна" над "семенами мыслей". Действительно, 30-е - 40-е годы 19 века - это время творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, создание "Современника", кружков Станкевича, Белинского, петрашевцев. Но эти годы были и временем ужесточения цензуры, усиления политического сыска, репрессий. Возможно, именно поэтому поэт называет выжившие "ростки мысли" "непогодами несгубленными", "политыми слезами".

Таким образом, основная идея Майкова: Россия - страна богатая и обильная, только одного в ней не хватает - "духовного хлеба". Лишь тогда, когда "на тучных бороздах" созреют побеги мысли, наступит настоящая благодать.

Совсем другие мысли выражает в своем стихотворении Случевский. Основная идея его произведения: крестьянский труд необыкновенно тяжел, даже мучителен, а потому каждый плод этого труда бесценен, с ним нельзя обращаться пренебрежительно: "...игру и шутку с крошкой хлеба//За тяжкий грех считает наш народ!".

Авторскую идею в стихотворениях выражают различные средства выразительности. В "Ниве" основными тропами являются уже упомянутые развернутая метафора (нива=общество, "мысли семена", "духовный хлеб") и антитеза материального богатства и духовного. Особую роль играют синтаксические конструкции. Предложения в стихотворении необычайно длинные, с несколькими грамматическими основами, осложненные однородными членами и деепричастными оборотами. Такие "насыщенные" предложения выражают богатство, обильность, царящие в природе. Характерно, что в последней строфе, повествующей о "мыслей семенах", предложения короче и не обладают большим количеством основ и второстепенных членов, в чем в очередной раз проявляется антитеза материального и духовного.

В стихотворении Майков использует также множество восклицательных предложений. Они выражают то восхищение лирического героя, наслаждение, которое он испытывает, находясь в поле ("Куда ни оглянусь - повсюду рожь густая!", "О, божья благодать!"), то его мольбу, страстное желание увидеть "благодать" и в духовной сфере: "...Ей также, господи, духовного дай хлеба!".

Стихотворение Случевского не обладает таким разнообразием изобразительно-выразительных средств. Среди тропов можно выделить многочисленные олицетворения ("трава слегла", "хлеба не будут ждать"), подчеркивающее, что даже природа не может выносить такой жары, не говоря уже о работающем человеке. Также интересна используемая поэтом метафора с оттенком оксюморона: "огонь... неба": то, что обычно ассоциируется с прохладой, ветром, дождем, в стихотворении становится источником опасности, страданий, наводит на мысль о схожести между описываемым полем и адом.

Стихотворение А.Н. Майкова написано в 1842 году и вполне характерно для его творчества в этот период. Этот поэт нередко обращался к темам русской природы, деревни. В 40-х годах он увлекается либеральными идеями, его произведения близки к натуральной школе. К концу десятилетия Майков меняет свои убеждения, становится сторонником "чистого искусства". Эту смену взглядов можно проследить в стихотворении "Нива": важная социальная проблема в нем отражена на фоне яркой природной зарисовки.

К.К. Случевский не датировал свои стихотворения, мы можем только предположить, что "Полдневный час. Жара гнетет дыханье..." написано в 1880-1890-е. Оно входит в цикл "Черноземная полоса", в котором поэт обращается к теме крестьянского труда, в особенности, работы в поле. Данное произведение вполне соответствует основным темам и идеям цикла.

Тема труда - вечная, именно поэтому к ней обращаются и Майков, и Случевский - такие непохожие, жившие в разные годы поэты. Повествуя о крестьянском труде (практически не изменившемся за те 50 лет, которые разделяют поэтов), они обращают внимание на совершенно разные проблемы, ставят перед собой разные вопросы. Но каждое из этих стихотворений по-своему интересно и занимает достойное место в русской поэзии 19 века.

Обновлено: 2014-10-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Майкова принято причислять к поэтам “чистого искусства”. Стихотворения, созданные в рамках этого художественного направления, зачастую не имеют сюжета и представляют собой лирические зарисовки. Кроме того, они не связаны с обыденной жизнью и социальными проблемами. Несколько не соответствует этим характеристикам “Нива”, написанная в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права в России. Произведение было встречено негативно критиками-современниками Майкова. Добролюбов назвал стихотворение плохо сделанным, дидактическим

и вредным для развития эстетического вкуса. Отрицательно оценивал творчество Аполлона Николаевича и Салтыков-Щедрин. По его мнению, поэзия Майкова носит “чистенький, аристократический характер”, не способна пробуждать в людях мысли. Причина столь нелестных отзывов кроется в политических взглядах Салтыкова-Щедрина и Добролюбова, придерживавшихся революционно-демократических позиций и считавших, что посредством искусства необходимо бороться за счастье народа.

В наше время творчество Майкова получило заслуженное признание. Многие стихотворения стали хрестоматийными, изучаются в школе. Произведение “Нива”

начинается с пейзажной зарисовки. Лирический герой подробно и с любовью говорит о жарком летнем полдне, в который он совершает неспешную прогулку. При этом ключевое место в его рассказе занимает густая высокая рожь. Чтобы читатель лучше представлял себе сельский быт, Майков вводит в стихотворение описание звуков (“стучат проворные цепы”, “жужжат колосья”, “средь шумного народа”, “везде скрипят возы”) и запахи (“в амбарах воздух полн и розана и меда”, сырая тень высокой ржи). В произведении много внимания уделяется изображению крестьянского труда. По мнению поэта, работа приносит простому люду удовольствие:
И жницы и жнецы, ныряя, точно в море,
Уж вяжут весело тяжелые снопы.
Даже в повествовании о по-настоящему тяжелом труде бурлаков автор избегает негативных эпитетов. Обычных работяг он сравнивает с журавлями.

В заключительной части стихотворения Майков благодарит бога за тепло и урожай. Также поэт просит у господа дать народу духовного хлеба. Здесь Аполлон Николаевич упоминает “мысли семена”, посаженные на ниву и уже давшие ростки. Возможно, автор имеет в виду предпосылки к реформам, проведенным в шестидесятых годах девятнадцатого столетия Александром II.


Другие работы по этой теме:

  1. В русском искусстве нередко встречается тема крестьянства, крестьянского труда, природы. Этим темам посвящены и стихотворения Майкова “Нива” (1842) и Случевского “Полдневный час. Жара гнетет дыханье…”,...
  2. План История создания Структура стихотворения Анализ содержания Анализ средств художественной выразительности Значение стихотворения в творчестве Лермонтова Формирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно...
  3. Лирика Михаила Лермонтова раннего и позднего периода творчества существенно отличается, Если в юности поэт писал восторженные стихи, восхваляя красоту родных полей, лугов, лесов и рек,...
  4. Аполлон Майков начал публиковаться в 13-летнем возрасте, однако относился к своему увлечению с долей иронии и даже пренебрежения. Поэт всерьез задумался о литературной карьере лишь...

Новое на сайте

>

Самое популярное