Домой Аквариумные рыбки  Крещение руси было 28 июля. День крещения руси

Крещение руси было 28 июля. День крещения руси

День крещения — стал важным этапом в истории Киевской Руси и повлиял на ее дальнейшее культурно-историческое развитие.

В Киевскую Русь православная вера пришла в 988 году, хотя праздник крещения Руси отмечать официально начали только в XXI веке.

Sputnik Грузия поинтересовался почему День крещения Руси празднуют 28 июля, а также историей и значением праздника.

Кто крестил Русь

День крещения Руси празднуют 28 июля не случайно - в этот день православные поминают князя Киевского Владимира (около 960-1015) — крестителя Руси.

Владимир — сын князя Святослава и "вещей девы" Малуши, самостоятельно начал править с 17-18 лет. Мать Владимира - Малуша была христианкой. Она приняла христианскую веру вместе с княгиней Ольгой в Константинополе, при которой состояла ключницей. Вернувшись на родину, Ольга решила передать веру своим потомкам.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

К власти Владимир, как повествует житие, пришел после междоусобной войны со своими братьями Олегом и Ярополком. В первые годы правления молодой князь был яростным язычников и предавался бурной чувственной жизни, хотя таким сластолюбцем, каким его иногда изображают, далеко не был.

Как добрый и заботливый хозяин, Владимир оборонял и расширял, при необходимости, пределы своего княжества силой оружия, а возвращаясь из похода, для дружины и для всего Киева устраивал веселые и щедрые пиры. Но Господь готовил ему другую судьбу.

Летописное сказание "об испытании или выборе вер" повествует, что в Киев в 986 году от разных народов приходили посольства, которые призывали князя обратиться в их веру.

Мусульманской веры волжские болгары хвалили Магомета, посольство из Рима от папы проповедовало латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним прибыл проповедник из Византии и рассказал Владимиру о православии.

Князь, чтобы понять, чья вера лучше, отправил посланников в те страны, откуда приезжали проповедники. По возвращению послы рассказали о религиозных обрядах и обычаях этих стран.

По преданию князь был впечатлен рассказами посланников о патриаршей службе в Константинополе, однако принял христианство не сразу.

Крещение Руси историки поясняют также политическими причинами. Так, например, приверженцам православной веры было проще торговать с христианской Византией, а также заручаться ее поддержкой.

Крещение Руси было выгодно и самой Византии — она получала союзника, в том числе и военного, в борьбе за расширение своего влияния.

История крещения

За военную помощь, оказанную императору Василию II в подавлении восстания, поднятого военачальником Вардой Фока, Владимир попросил руки Анны — сестры византийского правителя.

Согласно договору, князь мог получить руку царевны Анны послав в помощь императорам шесть тысяч варягов и приняв Святое крещение.

С помощью русских мятеж был разгромлен, но греки выполнить свою часть уговора, не торопились. Князь, возмущенный обманом со стороны греков, захватил греческий город Корсунь (ныне Севастополь), требуя у правителей Византии отдать ему в жены царевну Анну, в противном случае угрожал пойти на Константинополь.

© photo: Sputnik / Oleg Makarov

Византийские императоры — Константин VIII и Василий II вынуждены были согласится, но требовали, чтобы Владимир до бракосочетания с Анной принял крещение.

Владимир крестился вместе со своей дружиной в Корсуни, а после состоялся обряд бракосочетания с царевной Анной.

Женившись на царевне, князь отпустил всех своих жен и наложниц, а возвратившись в сопровождении корсунских и греческих священников в Киев, крестил своих сыновей от предыдущих жен. Затем Святое крещение приняли многие бояре.

В Киеве, по приказу Владимира разрушили возведенное им же некогда капище — идолов изрубили в щепки и сожгли. Затем князь собрал всех жителей Киева на берегу Днепра, где прошло массовое крещение киевлян.

Произошло это важнейшее событие, согласно летописи, в 988 году. Христианство, вслед за Киевом постепенно пришло в другие города Руси — Чернигов, Полоцк, Волынский, Туров, где создавались епархии.

В целом крещение Руси затянулось на несколько столетий. Крещение Ростов принял только в конце XI века, а в Муроме язычники сопротивлялись до XII века.

Племя вятичей дольше всех славянских племен оставалось в язычестве — их просветителем стал в ХII веке преподобный Кукша Печерский, который принял у них мученическую смерть.

Принятие новой, единой веры или крещение Руси стало серьезным импульсом к объединению русских земель.

История праздника

День крещения Руси впервые отметили официально в 1888-м - торжественные церковные службы, крестные ходы и праздничные народные гулянья прошли по всей стране.

В 1988-м отметили 1000-летие крещения Руси — в СССР празднование носило внутрицерковный характер. Основные торжества прошли в московском Даниловом монастыре, специально воссозданном к юбилею.В 2018-м православные отметят 1030-летие со дня крещения Руси — центрами празднования станут Москва, Киев, Минск и Кишинев. Молебны и крестные ходы пройдут во всех городах.

Волна колокольного звона в день крещения Руси, прокатится по всем храмам и монастырям Русской церкви — праздничный перезвон будет слышен практически повсюду.

Одновременный перезвон впервые объединил православные храмы и монастыри России, Белоруссии, Украины, Молдавии и других стран в 2012 году.

Материал подготовлен на основе открытых источников

28 июля - День крещения Руси. Поддерживаемый боярами киевский князь Владимир велел летом 988 года люду киевскому пройти обряд обретения христианской веры в искупительных водах Днепра, ослушникам пригрозил высылкой на окраины княжества. Он стал крестителем Святой Руси, после смерти обрел ранг святого. 28 июля - это церковный день поминовения князя Владимира. Он взялся преодолеть разноусобицу языческих верований, ввел на Руси заимствованное из Греции христианство, установив единую государственную религию - фундамент будущего объединения единой Руси из враждующих княжеств.

В 2010 году памятный День крещения Руси утвержден законодательно. В церквах повсеместно служат торжественные молебны, для всех россиян светские власти организуют гулянья и бесплатные концерты.

С Днем крещения Руси!
Пусть Господь вас бережет
От беды, упадка сил
И от множества забот,

Пусть все ясны будут дни
И несут вам красоту,
Море радости, любви,
Кучу счастья, доброту!

Прошло с тех пор немало лет,
Как вдруг случилось счастье.
Владимир-князь на радость всем
Принес нам христианство!

И с Днем крещения Руси
Всех вас я поздравляю.
Лишь по законам божьим вам
Жить от души желаю!

Пускай невзгоды обойдут
Очаг ваш стороною,
Чтоб воцарился в нём навек
Мир счастья и покоя.

Поздравляю с Днём крещения Руси и желаю от души большого счастья, крепкой веры, радости души и покоя сердца, светлой надежды, доброй удачи, чистой любви и искренних чувств, крепкого здравия, небесной благодати, праведных деяний и щедрых подарков жизни.

Русь святая окрестилась
Нынче, в этот самый день.
Хоть на дату опустилась
Уж веков прошедших тень.

Христиане, пусть же праздник,
День крещения Руси,
Вам приносит только радость
И побольше в жизни сил.

Чтобы вы не потеряли
Ту связующую нить,
Что нас всех объединяет,
Помогая верно жить.

С Днем крещения Руси
Поздравляю от души,
В день, столь светлый и святой,
Радуйтесь Вы всей душой.

Очищайте от зла разум,
Не знавать Вам боли, сглазов,
Пусть в семье царит уют
И всегда Вас дома ждут.

С Днем крещения Руси!
Пусть вам вера помогает,
Дарит много новых сил
И к успеху продвигает!

Пусть сияет вам всегда
Счастье самым ярким светом,
Не тревожьтесь никогда,
Рой забот уносит ветром!

День крещения Руси -
С Богом единение.
Отче даст тебе совет,
Ну, а с ним - прощение.
Будет Он оберегать
Каждого, кто кается
Бог не даст тебе упасть
Или же умаяться.
Отче к нам на Русь пришёл
(Земли Руси чистые),
Чтобы с радостью дарить
Чудеса лучистые.
Нынче праздник на Руси -
Так давай помолимся
И в душевной чистоте
Детям уподобимся.
Пусть Отец небесный сам
Для всех нас проявится.
Будьте чутки к чудесам -
То Ему понравится!

Крещение Руси для нас -
Церковное событье.
Владимир князь осуществил
Великое открытие.

И с той поры крещен народ,
Детей с рожденья крестят.
Чтоб с верой жили, добротой,
Несли благие вести.

С днем крещения Руси,
С праздником церковным.
Всех Господь спаси и сохрани,
Желаем жизни доброй.

Ясных дней и веры чистой,
Крепкого здоровья.
Вам я желаю оптимизма,
Жить окруженными любовью.

В праздник важный и великий
День крещения Руси.
Свет в душе, о предках память
Вам желаю пронести.

Чтоб традиции былые
Не забылись никогда.
Передать их нужно детям
С ними пусть идут года.

Сохраняйте в душах веру,
Почитайте стариков.
Только с чистым намерением
Организм будет здоров.

С Днем крещения Руси
Я хочу поздравить.
Веру православную
На весь мир прославить.

Верь, надейся, не сдавайся,
Без причины не скорби.
Все проблемы - испытания
На извилистом пути.

Пусть Господь тебе поможет
Трудности преодолеть.
Я желаю лишь с любовью
В даль тебе всегда смотреть.

Поздравлений: 43 в стихах, 7 в прозе.

Наша страна - государство многонациональное, это факт. Не то чтобы эта особенность придавала России какой-то исключительный характер, но она все же определенно выделяет Российскую Федерацию из ряда мировых держав. «Сколько национальностей - столько религий» - звучит негласный закон, который действует на территории нашей страны. Официальной конфессией является православие, оно считается наиболее верным нравственным учением.

Звоном колоколов, сиянием на солнце куполов храмов, увенчанных крестами, мы обязаны князю Владимиру, который и осуществил Крещение Руси.

Не так давно в нашей стране был учрежден праздник в честь провозглашения в 988 году христианства в качестве религии всего государства. Произошло это 1 июня 2010 года, когда президент Д. Медведев утвердил поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Так в перечне памятных дат появился новый праздник - День Крещения Руси. Предложение придать этому событию государственный статус сделала Русская православная церковь.

По преданию, как раз в этот день в Херсонесе святой равноапостольный князь Владимир принял крещение. Это его личный выбор. И этот выбор предопределил историю всей страны. В Киеве были христиане и до святого Владимира. К примеру, его бабушка, равноапостольная княгиня Ольг, также много сил приложила к тому, чтобы укоренилось христианство на Руси.

Крещение Руси исторически было обусловлено рядом причин. Во-первых, проходившее в те времена объединение земель способствовало отказу от племенных богов, а также введению монотеистической религии по принципу «одно государство, один князь, один Бог». Во-вторых, к тому времени весь европейский мир принял христианство. В-третьих, приобщение к культуре христианства давало стране достаточно сильный стимул к развитию.

Именно князь Владимир способствовал распространению по всей Руси христианства, строил целые города, в которых возводил церкви. Православие вслед за Киевом приняли и другие города. Но в действительности Крещение Руси затянулось на несколько столетий, пока окончательно христианство не победило языческие верования.

Интересно, что аналогичная дата на Украине отмечается с 2008 года. Праздник у них называется Днем Крещения Киевской Руси-Украины, приходится также на 28 июля.

Сегодня некоторые интеллектуалы, включая телевизионных персон, говорят о том, что выбор Русью православия был ошибочен. Данная постановка вопроса, на наш взгляд, говорит о пренебрежении историей, так как в момент крещения Владимира не было еще единой Руси. То есть доправославной Руси, которая способна сделать единый выбор, не существовало. Именно единство веры и языка богослужения подготовило необходимую основу для того, чтобы объединились различные племена в единый народ, для создания единого государства.

До сих пор единство страны и народа остается категорией нематериальной, которая основана на общности духа, на чувствах любви к Родине и единения со своим народом. В сегодняшних условиях хорошая память истории, знание о роли, которую играют до сих пор в самосознании народа духовные ценности, помогает выжить. И отыскать опору для будущего развития народа, общества, государства.

Сегодня такой духовной скрепой выступает именно православие. Его идеалы, ценности, картина мира веками входили с молоком матери в плоть и кровь целых поколений. Трагический разрыв XX века до конца не вытравил образ Божий из души народа.

Именно поэтому следует помнить историю своей страны, чтобы не быть Иванами, не помнящими родства. Не утратить моральные идеалы, которые веками православие вкладывает в каждого из нас.

День Крещения Руси празднуют сегодня миллионы людей по всему миру. Точной даты Крещения Руси нет, но с 2010 года этот праздник отмечается на государственном уровне в России в день памяти святого князя Владимира, крестившего в 988 году Русь.

Это произошло в Херсонесе, в Крыму.

Под веками намоленными сводами Свято-Владимирского собора в Херсонесе находятся исторические руины древней церкви, в которой, по преданию, крестился князь Владимир.

Крещение Руси, как историческое событие

988 год - эту дату все знают со школьной скамьи. Она говорит о многом: на Руси закончило свое существование языческое многобожие, проникнутое мистическими обрядами и жертвоприношениями, и стартовала новая эпоха в истории духовного развития страны.

Момент принятия славянским народом крещения был зафиксирован в известной летописи, дошедшей до наших дней: «Повести временных лет». Согласно древнему историческому источнику, Таинство происходило в водах реки Днепр.

Многих мучает вопрос: почему князь Владимир остановил свой выбор именно на православном христианстве?

Владимир Ясное Солнышко

Киевский князь, равноапостольный святой Владимир - фигура в истории, прямо скажем, колоритная. Историки утверждают, что князь киевский отличался неуемной любовью к блуду. Кроме того, Владимир поклонялся языческим богам. По приказу князя в самом начале его правления в Киеве соорудили капище, в котором располагались статуи шести главных богов, почитаемых у будущих христиан, включая Велеса, Мокошь и Перуна.

Князь по натуре был завоевателем. Основное управление им страною сводилось к укреплению и расширению границ. Владимир мог бы за свои неблаговидные поступки и пристрастия снискать титул Кровожадного или Жестокосердного, если бы православие так вовремя не появилось в жизни славянского народа. Новая религия в корне изменила порочную душу, как будто человек заново родился.

И сегодня мы знаем князя, как Владимира Великого, Владимира Крестителя. Но самое красивое звание подарили святому народные былины: Владимир Ясное Солнышко.

Внук святой равноапостольной княгини Ольги, в молодости князь Владимир был яростным язычником, жестоким воином, любителем женщин и вина. Его чудесное преображение в святого правителя Руси от того ещё более удивительно.

Началом чудесной перемены стал трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за Христа. Языческий обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому божеству Перуну после победоносного похода на ятвягов. Был брошен жребий, павший на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив о своём христианстве. Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси.

Погибая, мученик Феодор сказал: «У вас не боги, а дерева, нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, который сотворил небо и землю, звёзды и луну, и солнце, и человека»

Кровавая жертва произвела глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска новой веры.

Как мудрый политик князь понимал, что дикость язычества отжила свой век.Разгульное поведение, отсутствие единства людей, каждое племя, каждый род из которых почитали свои божества, не могут принести славянам необходимого могущества. Князь уже пытался сплотить народ, проведя реформу язычества, призвав верить в идолов, поставленных на Киевском холме. Ничего не вышло. Людская кровь не дала прочного фундамента Киевскому государству. В интересах Отечества и государства требовалось принять одну веру, такую, которая объединит разрозненные племена в один народ, и это поможет вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Умный князь понимал это, но как, еще пребывая язычником, было разобраться, какая вера истинная?

Слух о том, что князь недоволен языческой верой и думает о перемене ее, быстро распространился. Соседние страны были заинтересованы, чтобы Русь приняла их веру. В 986 году к князю стали приходить послы с предложением принять их религию.

Первыми пришли волжские булгары, которые исповедовали ислам.

«Князь, - сказали они, - ты, кажется, мудрый и сильный, но не знаешь истинного закона; уверуй в Магомета и поклонись ему». Расспросив об их законе и услышав об обрезании младенцев, запрете вкушать свинину и употреблять вино, князь отказался от мусульманства.

Затем пришли немцы-католики и заявили:

«Мы присланы к тебе от папы, который велел сказать тебе: “Вера наша есть истинный свет”…» Но Владимир ответил: «Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли». Действительно, еще в 962 году германский император присылал в Киев епископа и священников, но они не были приняты на Руси и «еле спаслись».

После этого пришли хазарские иудеи.

Они полагали, что раз две предыдущие миссии не удались, то, значит, не только ислам, но и христианство на Руси отвергнуто, стало быть, остается иудаизм. «Знай, что христиане веруют в Того, Кого отцы наши некогда распяли, мы же веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля». Выслушав иудеев об их законе и правилах жизни, Владимир спросил: «Скажите мне, где ваша родина?» На это иудеи честно ответили: «Родина наша в Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на наших отцев, рассеял нас по разным странам, а землю нашу отдал во власть христиан».

Владимир сделал правильный вывод: «Если так, то как же вы учите других, когда сами отвергнуты Богом? Если бы Богу угоден был закон ваш, то Он бы не рассеял вас по чужим землям. Или же вы желаете, чтобы и нас постигла такая же участь?» Так ушли иудеи.

После этого в Киеве появился греческий философ. История не сохранила его имени, но именно он своей речью о Православии смог произвести на князя Владимира самое сильное впечатление. Философ рассказал князю о Священном Писании Ветхого и Нового Завета, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. В заключение показал картину Второго пришествия Христова и Страшного суда. Пораженный этой картиной, великий князь произнес: «Благо тем, которые стоят направо, и горе стоящим налево». Философ же на это ответил: «Если хочешь стать по правую сторону, то крестись».

И хотя окончательного решения князь Владимир не принял, он серьезно задумался. Он знал, что христиан становится всё больше и в дружине, и в городе, помнил бесстрашие святых Феодора и Иоанна, пошедших на смерть с исповеданием Иисуса Христа, помнил и бабушку свою Ольгу, принявшую вопреки всем христианское Крещение. Что-то в душе князя стало клониться в сторону Православия, но Владимир еще не решался что-либо предпринять и собрал на совет бояр и градских старцев. Они-то и посоветовали князю отправить «добрых и смысленных мужей» в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.

Посетив религиозные службы мусульман и латинян, послы князя Владимира прибыли в Константинополь, где в соборе Святой Софии присутствовали за богослужением. В буквальном смысле они были очарованы неотмирной красотой тамошнего богослужения. Православное священнодействие оказало на них незабываемое действие.

По возвращении в Киев послы рассказали князю Владимиру: «Во время службы мы не понимали, где мы находимся: там ли, на небе, или здесь, на земле. Мы не в силах даже рассказать о святости и торжественности обрядов греческого богослужения; но мы вполне уверены, что в греческих храмах присутствует Сам Бог вместе с молящимися и что греческое богослужение лучше, чем все остальные. Нам никогда не забыть этого святого торжества, и мы уже не можем более служить нашим богам».

На это бояре заметили: «Если бы закон греческий не был лучше всех, то бабка твоя княгиня Ольга, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его». «Где же нам принять Крещение?» - спросил князь. «А это где ты пожелаешь, там и примем», - ответили ему.

Было необходимо лишь дождаться удачного момента для принятия христианства. Такой случай вскоре представился.

Византийская Империя — могучий союзник, государство с великой культурой, развитой наукой и техникой. В 987 году в Византии возник мятеж против законных императоров. Ввиду смертельной угрозы император Василий II срочно обратился за помощью к князю Владимиру. Случай для неожиданного возвышения Руси на международной арене выдался самый походящий!

Князь Владимир оказывает Византии военную помощь в подавлении военного мятежа в обмен на обещание крещения и женитьбы на дочери Императора Анне. Хитрые греки решили обмануть князя и медлили с женитьбой. В ответ он захватывает Херсонес — древний черноморский порт — основу греческого влияния в Причерноморье. Тогда император Василий, желая мирного исхода конфликта, отправляет Анну в Херсонес, напоминая, что вступить в брак она должна с христианином, а не язычником.

В Корсунь царевна Анна прибыла в сопровождении священников. Всё шло ко крещению великого князя. Конечно, его ум и военная сила решили достаточно много. Однако для наглядного, очевидного убеждения в события вмешался непосредственно Сам Бог: князь Владимир ослеп.

Узнав об этом, царевна Анна послала сказать ему: «Если желаешь выздороветь, то поскорее крестись». Тогда-то Владимир приказал приготовить всё необходимое для святого Крещения.

Таинство Крещения совершил епископ Корсунский с духовенством, и едва Владимир погрузился в купель Крещения, как чудесным образом прозрел. Летопись сохранила слова, которые князь символично произнес после Крещения: «Теперь узрел я истинного Бога».Это действительно было прозрение, не только телесное, но и духовное. Свершилась личная встреча с Господом в тайниках сердца святого Владимира. С этого момента начинается путь князя Владимира как человека святого и всецело преданного Христу.

Многие из дружины князя, увидев совершившееся над ним чудо исцеления, приняли святое Крещение здесь же, в Херсонесе. Совершено было и бракосочетание великого князя Владимира с царевной Анной.

Город Херсонес князь вернул Византии в качестве дара за царственную невесту, при этом выстроил в городе храм во имя святого Иоанна Крестителя в память о своем крещении. Что же касается остальных жен, приобретенных в язычестве, то их князь освободил от супружеских обязанностей.

Таким образом, после Крещения князь начал новую жизнь в прямом смысле этого слова.

По прибытии в Киев святой Владимир сразу же крестил своих сыновей. Крестился и весь дом его, и многие бояре.

Затем равноапостольный князь приступил к искоренению язычества, велел ниспровергнуть идолов, тех самых, которых сам поставил за несколько лет до этого. Произошла решительная перемена сердца, ума, всего внутреннего мира князя. К идолам, помрачавшим души людей и принимавшим человеческие жертвы, велено было отнестись самым жестким образом. Одних сожгли, других изрубили мечом, а главного «бога» Перуна привязали к хвосту коня, волокли с горы по улице, побивая дубинами, а потом бросили в воды Днепра. Вдоль реки стояли дружинники и отталкивали идол от берега: к старой лжи нет возврата. Так Русь распрощалась с языческими богами.

В 988 году на берегу Днепра состоялось самое массовое крещение славян за историю Руси. Князь объявил: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Это означало, что несогласные с княжеской волей могут собирать свои вещи и искать себе новый дом в другом государстве. Однако летописец отмечает, что простой народ с радостью принимает княжескую волю: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».

Спустя короткое время Киевская Русь была крещена.

Эти события - Крещение Руси и свержение язычества стали началом обновлённой русской государственности. В истории государства будет ещё много тёмных страниц, несчастий, зла, но Русь уже не будет языческой.

Став христианином, святой князь Владимир остался в народной памяти Владимиром «Красно солнышко» — лучшим правителем Руси. Своим примером он показал народу, как нужно жить.

Милосердие к подданным, постоянные милостыни нищим, богатые вклады в благосостояние Святой Церкви, строительство храмов, надёжная защита государства, расширение его границ — всё это привлекало к нему народ.

Князь стал настолько милостивым, что наложил запрет на смертную казнь преступников. Уровень преступности вырос. Тогда уже церковные власти стали просить правителя вернуть высшую меру наказания, чтобы пресечь зло.

В возрасте около 60 лет, что по меркам тех времён считалось глубокой старостью, святой князь Владимир мирно отошел ко Господу.

Его священные останки были возложены в усыпальнице Десятинной Церкви, построенной в честь Успения Пресвятой Богородицы на Киевском холме — месте убийства первых мучеников Феодора и его сына Иоанна.

На месте купели установлена плита из темно-серого мрамора с белым крестом, а рядом находится аналой с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонесский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Эта ценнейшая реликвия была передана в собор из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в 1859 году. Купель и аналой ограждает ажурная решетка из белого мрамора.

Среди святынь Свято-Владимирского собора частицы мощей 115 святых, прославленных в Православной Церкви. В алтаре Верхнего храма находится Корсунская чудотворная икона Божьей Матери.

По легенде, эту икону в Херсонес перенес сам князь Владимир.

28 июля православные храмы Украины, России, Белоруссии и других стран объединит волна колокольного звона,которая в полдень по местному времени начнется на Камчатке, докатится до Киева, Москвы и уйдет дальше в сторону Европы.........

"Наши предки приняли христианскую веру, а вместе с ней и систему ценностей, моральная сила которой такова, что никакие исторические перипетии не способны ее разрушить, Был заложен мощный фундамент, на основании которого и выросло тело единой Руси. И хотя сегодня мы живем в разных странах, тот духовный фундамент остается общим и он объединяет все братские славянские народы".

Общим является и духовное наследие, в частности, монастыри и храмы, которые посещают паломники, невзирая на границы.

Православие - это то, что сильнее всего объединяет Белую, Малую и Великую Русь

Сегодня - день Крещения Руси…
День православия, день божьей благодати.
Вздымая руки к небу: - Господи, спаси!
Через сомнения в душе… мы стелем гати…
Когда-то… князь Владимир свой народ
Укутал верой, принесённой с Византии…
Под алой мантией, согрев славянский род,
Он заложил в умах величие России.
Во время смуты или тягостных годин
Колоколов церковных всем милее звуки…
Простолюдин по крови ты, иль - дворянин,
Нательный крестик помогал ослабить муки.
Руси защитникам: солдату, офицеру,
Лишь звуки музыки послышатся едва…
Текст - «…за Царя, за Родину, за Веру…»
Не просто громкие, - священные слова.
Храня историю, той… Киевской Руси,
Мы собираем веры истинной… осколки…
Уже одиннадцатый век… нам крест нести
Дай, Бог, помогут… православные потомки…

Владимир Кухарь

Крещение Руси ознаменовывается принятием христианства и провозглашением его князем Владимиром в качестве государственной религии в 988 году. Этот момент стал переломным для Русского Государства. Значение этого праздника нельзя переоценить. 1030-летие Крещения Руси напоминает нам о том, что мы - единый и сильный народ с великой историей.

1030-летие Крещения Руси отмечают сегодня миллионы людей как в России, так и за ее пределами. Пусть у каждого из них будет тепло и уютно в доме, а в семьях воцарятся мир и благополучие. Мы должны помнить о величии наших предков, уважать православные ценности и наши многовековые традиции. С праздником!

Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом. В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г. (возможно 2-3 годами позднее) по инициативе великого князя Владимира (+1015).

Однако рассказ наш был бы непоследователен, если прежде не представить те условия, в которых проникало и утверждалось у нас христианство и с каким религиозным миром, а именно язычеством, пришлось столкнуться на Руси христианской проповеди.

Итак, языческий культ древних славян не представлял в сущности ничего строго регламентированного. Поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждь-богу (божество солнца, податель света, тепла, огня и всяческих благ; само светило называли Хорсом ) и Велесу ( Волосу ) — скотьему богу (покровитель стад). Другим важным божеством был Перун — бог грозы, грома и смертоносной молнии, заимствованный из балтийского культа (литовский Перкунас). Ветер олицетворялся Стри-богом . Небо, в котором пребывал Даждь-бог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца; почему Даждь-богу и усвоено было отчество Сварожича . Почиталось также божество земли — Мать-земля сыра , некое женское божество — Мокош , а также податели семейного блага — Род и Рожаница.

Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Кое-где на открытых местах ставились вульгарные изображения божеств — деревянные кумиры и каменные бабы . Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения.

Неупорядоченность языческого культа свидетельствовала о его живой практике среди дохристианских славян. Это был даже не культ, а натуралистический способ мировидения и мировоспрятия. Именно в тех областях сознания и мировосприятия, в области которых ранним русским христианством не была предложена некая альтернатива, языческие представления сохранялись вплоть до новейшего времени. Лишь во второй половине XIX ст. с развитием земской системы образования этим устойчивым мировоззренческим формам была предложена иная, более христианизированная (как бы школьная) форма этнического и натуралистического сознания.

Уже в древний период эти стойкие мировоззренческие категории были адаптированы христианством, как бы трансформировались в христианские символы, приобретая порой вполне христианское знаковое наполнение. В результате, например, именем Хор(о)са, символизировавшего солнце как некий огненный круг (хоро , коло ) на небе стали называть округлое паникадило, источающее свет в церкви, расположенное, между прочим, под куполом, также символизирующем в храмовой символике небосвод. Подобные примеры можно было бы множить, что, впрочем, не является целью данного очерка, важно лишь в конечном итоге дать этому явлению адекватное объяснение.

Подразумевается, что мировоззренческий синкретизм не был продолжением язычества в русском христианстве, но лишь неким «инструментарием». В процессе восприятия христианских символов волей-неволей использовались категории более традиционные для славянского мировоззрения, словно некие рецепторы, которыми славянин (будь-то воин, пахарь или церковнослужитель) воспринимали абстракции нового для них учения.

Однако взаимопереплетение (синкретика) символов не обязательно свидетельствовало о массовом проникновении языческой идеологии в христианское вероучение у новообращенных славян, чему яркое свидетельство утрата культа одного из самых популярных славянских божеств Даждь-бога, связанного с анимистическим (животным) пониманием смены света и тепла (лета и зимы). Причем такая синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций была характерна не только для славян, но и для греко-римского мира, восприявшего христианство как бы из первых рук.

Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром ( пращуром ). Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков. Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень ), встречали весну (красная горка ), провожали лето (купала ) и т.д. Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки).

Впрочем, нравы древних славян «особым» благочестием не отличались, к примеру, практиковалась кровная месть . Вплоть до Ярослава Мудрого княжеская власть на Руси судебных функций не имела, а наказание виновного было делом родственников потерпевшего. Государство, разумеется, в такой самосуд не вмешивалось, рассматривая его как элемент обычного права (пережиток догосударственных родовых отношений) . Кроме того, распространялась торговля невольниками. И, хотя это не составляло основную отрасль экспорта, как, например, у норманнов, однако не гнушались этим и славяне, пусть не в столь широком масштабе.

Главный вывод, который должны мы сделать, — славяне не имели и отдалённого представления о едином Боге-Творце, которое имеет христианство. Языческая религия славян была отнюдь не богоищущей, как, например, язычество античных греков, а природоведческой, удовлетворявшейся наблюдением и поклонением неведомым природным стихиям. Этот факт, пожалуй, наиболее красноречиво свидетельствует о характере восприятия нового для славян христианства и его связи с традиционным язычеством. Таким образом, то, что всем славянам, в том числе и нашим, суждено было принять св. Крещение, есть великое участие промысла Божья.

Новое на сайте

>

Самое популярное