Домой Аксессуары Инициация – что это. Самые впечатляющие обряды посвящения в мужчины у разных народов мира Как называется обряд посвящения во взрослую жизнь

Инициация – что это. Самые впечатляющие обряды посвящения в мужчины у разных народов мира Как называется обряд посвящения во взрослую жизнь

Во многих древних культурах существовала традиция сопровождать ритуалами приобретение человеком нового статуса в социальной или духовной жизни.

Подобные обряды проводились, как правило, для посвящения во взрослую жизнь молодых девушек и парней. Для молодого человека необходимым было придать мужской агрессии позитивное направление - для добывания пропитания, обеспечения и защиты собственной семьи.

Для молодых девушек же необходимым было научиться осознавать и принимать свою женственность, а также обеспечивать содействие и поддержку мужскому началу.

Посвящения в форме испытаний существовали и продолжают существовать практически во всех культурах. Однако необходимым было и остается применение этих посвящений в нужное время и в определенные сроки. В современном мире, где царит изобилие материальных благ, где жизнь человека не зависит от того, насколько удачна была охота, люди позволили себе игнорировать такие обряды и ритуалы. А вот в древние времена такое отклонение от привычных ритуалов приводило к тому, что выжить было невозможно.

Часто ритуалы посвящения состояли в том, чтобы изгнать юношу из общины и таким образом научить его быть более самостоятельным, чтобы позже вновь принять его, но уже в другом социальном и духовном статусе.

С девушками же поступали иначе - для них создавалась специальная временная женская община, в которой более опытные и взрослые женщины обучали их вести домашнее хозяйство, рассказывали о премудростях семейной жизни, вводили в тонкости вынашивания и воспитания детей.

Первое посвящение "мать и женщина".

Первое посвящение девушек было связано с началом менструации. Сразу же после ее начала девушку изолировали для посвящения - для каждой девушки посвящение происходило в положенное для неё время. Сроки изоляции были различны, иногда два-три месяца, иногда год. Фактически, подобные посвящения составляли суть образования, главным предметом которого была женственность. Учили не только правам, возможностям и способностям, но посвящали и в обязанности, учили нести ответственность.

В ритуалах для девушек часто фигурирует темнота, во многих обрядах им запрещалось показываться на солнце. Вероятно, это связано с зависимостью женщины от лунного цикла. Иногда девушкам запрещалось касаться земли или позволять кому бы то ни было прикасаться к ним.

Подобные табу несли глубокий смысл. Например, земля, почва – это в первую очередь материнское начало, и таким образом, уже на самом начальном этапе происходило отделение посвящаемой девушки от родительского дома и матери в первую очередь. Женская сущность состоит из двух начал - материнской и истинно женственной, и такими ритуалами и временными запретами в девушках воспитывалось понимание и осознание своей силы.

Эти знания необходимы были для сохранения баланса. Баланса двух сторон одной сущности женственности. Важно было познать их, развивать эти стороны, не подавлять ни одну из них.

Материнское и женское сначала нужно было разделить, чтобы почувствовать разницу, а потом вновь соединить, но уже по-другому - четко разграничивая их.

Божественная женственность.

Формирование образа божественной женственности (способной на творение) начинается с сохранения баланса между материнской сущностью и истинно женской. Основное предназначение высшего божественного материнства – это служение мужскому началу.

Мужское начало, в свою очередь, также имеет в себе духовное отцовское.

Мать и отец таким образом творят своё дитя и именно тогда женская и мужская сущности проявляют себя в полной мере, проявляется их благословляющая функция.

Ритуалы посвящения часто включали в себя не только изоляцию, но и пищевые ограничения, ритуальные раскрашивания лица и тела, омовения в водных источниках. Каждый элемент обряда сопровождался песнопениями, танцами.

Начало обрядов посвящения для девушек с приходом менструации, объясняет, почему женские обряды и ритуалы в большей степени, чем мужские, связаны с кровью. На период посвящения женщина и мужчина рассматривались, как существо бесполые или, наоборот, двуполые.

Девушек могли наряжать в мужскую одежду, а юношей, напротив, в женскую.

Ученые объясняют возросшие суицидальные наклонности и попытки суицида среди молодежи в развитых странах тем, что отказ от обрядности не позволяет молодым людям перейти из детства во взрослое состояние постепенно.

  • Объем информации и резкие переход действует на психическое состояние не лучшим образом и часто толкает молодежь на употребление запрещенных веществ.
  • Из-за отказа от ритуалов посвящения во взрослую жизнь и возникают кризисы подросткового возраста.
  • Прежние, детские, роли молодых людей уходят, а на первый план выходят новые цели, потребности, обязанности.

В современном обществе, где отсутствуют посвящения, молодые девушки и юноши вынуждены создавать себя новых самостоятельно. Отсюда и появляются проблемы молодежи, что является мощным сигналом об игнорировании обществом её потребностей. Огромный поток информации, обрушивающийся на молодых людей, тем не менее является недостаточным для гармоничного их посвящения во взрослую жизнь.

Однако, несмотря на подобные явления в социуме, мы сами способны создавать такие ритуалы в наших семьях и для себя и для наших детей. И не только в семьях, но и посредством специальных тренингов и семинаров.

Взрослая инициация "девушка-женщина-старуха".

К тому же далеко не каждая считающая себя давно взрослой женщина смогла пройти в той или иной форме процесс инициации, ведь то, что складывалось в народе и родах веками, было забыто и травматично порушено, особенно в России. Момент взросления и отделения от матери и от родительской семьи часто не обозначен на внутреннем уровне.

Не переданы глубинные знания о женственности, не происходит гармоничного слияния и осознавания своего места в природе и социальной жизни наРОДА, не познано всё богатство и разнообразие женских ипостасей и возможностей, очень слаба связь с родовыми корнями и архетипами женственности.

Отсюда у женщин и страх старости, и вмешательство родителей в жизнь взрослых дочерей (нарушение границ), проблемы в сексуальной жизни и в отношениях с партнером, несчастливые судьбы и жизнь по мужскому типу самореализации, проблемы со здоровьем и много ещё чего.

Именно поэтому участницы выездного семинара «Мистерия женственности. Инициация» , ежегодно проводимого в нашем проекте, проходят подобный обряд посвящения в Женщину с одновременным прохождением и основных необходимых внутренних этапов, через глубинные психологических практики и техники, возрожденные и воссозданные ритуалы.


Наш выездной семинар родился на основе объединения методик и подходов современной психологии, танцевально-двигательных техник, процессуального подхода и элементов ритуального взаимодействия со своей внутренней сутью и с природой.

Девушки и Женщины получают уникальную возможность вхождения в глубинную Женственность, которой мы лишены в современном обществе – и это незабываемое переживание оставляет глубокий след в душе каждой женщины, позволяя мягко и естественно соединиться с мудростью прошлых поколений и со своей глубинной сутью , устраняя и отпуская травматичные переживания прошлого.

Такой глубокий инициационный процесс помогает нам не только постичь на символическом уровне эстетику своего и противоположного полов, но и дает возможность глубже осознать свою природу и духовное предназначение.

Отрицание своей женской сути влечет заболевания женской сферы. И напротив, ее принятие, осознание и признание действуют целительно не только на саму женщину, но и на окружающих ее людей.

Даже пресловутый ПМС является первым звонком, первым признаком неприятия собственной женской сущности, и это первое, что устраняется при ее признании и принятии.

Человек любого пола, правильно и своевременно посвященный в новый социально-духовный статус, обладает большей осознанностью своего места в обществе и мире в целом, с большей ответственностью относится к собственным поступкам и более адекватно взаимодействует с другими людьми.

Екатерина Шморгун

Если вам понравился материал, поделитесь с друзьями! Нажмите на соц.кнопки внизу страницы! ;)

О ребенке говорят много, но с ним не говорят. Франcуаза Дольто

Если ваш ребенок нагл и самоуверен, но все время в себе сомневается, безжалостен, но добродушен, жаден, но бескорыстен, доверчив и при этом хитер, бестолков и одновременно гениален - значит у вас совершенно нормальный ребенок. И, скорее всего, он вступил в сложный подростковый возраст.

В жизни каждого ребенка наступает критический момент, когда он кардинально меняется. Перемены происходят не только в организме и внешнем облике, но и в поведении, реакциях на окружающих его людей, на общество, кардинально меняются действия, чувства и мысли. Эти несколько лет напряженных отношений приносят много тревог - как родителям, так и подростку. Обычно этот возраст совпадет со временем, когда семья вошла в период стабильности, и эта стабильность стала настолько привычной для родителей, что любая попытка ребенка разрушить устойчивый мир и родительские представления о своем любимом чаде становится настолько ужасающей, что родители невольно допускают целый ряд, порою фатальных, ошибок.

Ради справедливости важно признать, что к этому возрасту подросший ребенок тоже слегка "разочарован" родителями: их авторитет уже становится не столь очевидным, их взгляды кажутся ему устаревшими и несовременными, их вкусы - ужасающими, и вообще, оказывается, "предки" умеют лгать, притворятся, юлить, а значит уже не могут быть "идеальными родителями" - непогрешимыми и компетентными во всем, как было раньше.

И как в этот период не потерять связь с ребенком?

Наши мудрые предки превращали это в некий ритуал, дабы точно определить и отделить данный этап, иметь возможность вести диалог с подростком как со взрослым человеком, дать ему возможность официально вступить во взрослую жизнь. Речь идет об инициации как об обряде, знаменующем переход индивидуума на новую ступень развития в рамках своей социальной группы.

В культурах практически всех народов мира присутствует этот сложный обряд, который, в зависимости от уровня развития общества, выглядит либо весьма примитивно, либо крайне сложно, но всегда имеет одну задачу - задачу перевода ребенка в мир взрослых. В иудаизме это Бар-мицва, в Индии - упанаяма, у древних славян - культ волка, у католиков - конфирмация. В современном мире обряды инициации в большей мере смазаны, и поэтому многие современные подростки, требуя сепарации от родителей и перехода в мир взрослых, ищут свои пути и создают новые обряды. Если взять культурные обряды инициации, например в Африке, сохранившиеся в некоторых племенах и до сих пор, известно, что все они имеют традиционный сценарий. Задача же инициации всегда одинакова - ребенок в результате своеобразных манипуляций с его телом и сознанием покидает мир детства и становится взрослым.

Что важно в этом обряде?

Подразумевается, что ребенок и взрослый - совершенно разные люди, в этом сходятся представления первобытных племен в самых далеких уголках мира. И потому считается, что один человек - ребенок - умирает, чтобы родился новый человек - взрослый. Когда старейшины племени решают, что юноше пора пройти инициацию, его уводят из уже привычного жилища - хижины или палатки. Женщины по отработанному веками сценарию сопротивляются этому: кричат, плачут, пытаются отбить у мужчин юношу. И только сам юноша словно лишается способности говорить и двигаться: его уносят, положив на скрещенные копья. Тело его окрашивают красной охрой - так всегда поступают во время погребального обряда. В стойбище стенают и плачут женщины, а юноша остается в кругу мужчин. Он и ведет себя как мертвый: на вопросы не отвечает, терпит любые насмешки и издевательства, сколько бы его ни щипали, кололи или дразнили. Затем следует переживание возрождения, нового рождения, рождения себя в другом качестве в другом теле. Посвящаемым дают новые имена, обучают новым секретным словам, языку, иногда их заново учат ходить или поначалу кормят как маленьких, т.е. имитируют поведение новорожденных.

Символически это связано с тем, что в ребенке умирает его детская часть, он переходит в мир взрослых, где нет места детским эмоциональным реакциям, где он должен быть стойким и где должно проснуться взрослое сознание. В этом, по сути, и есть цель подросткового возраста - пробуждение взрослого сознания, отказ от простых детских инстинктов, необузданных желаний, умение регулировать свои эмоции.

В подростковом возрасте появляется необходимая взрослому саморегуляция, и обрядовые вещи служат тому, чтобы саморегулирующие процессы культивировались, признавались обществом. Сутью инициации у древних племен было то, что по достижении возраста инициации всех девочек и мальчиков племени забирали из семей. Мальчиков уводили в глухое место в лесу, джунглях или дикой местности и собирали в группы под руководством специального наставника. Там они жили в особой хижине, им запрещено было общаться с кем-либо, заниматься привычными делами до окончания обряда.

У девочек также существовал свой обряд. Их забирали из семьи и помещали в уединенную часть дома, где с ними никто не общался. Затем таких девочек собирали в группы под руководством опытной старой женщины. Она обучала их женским священным ремеслам и наукам (ткачеству, плетению, вязанию, деторождению), посвящала в культ плодородия, учила искусству плотской любви. В результате девочка (а, скорее, уже девушка) получала женскую идентичность, становилась взрослой, а значит готовой к своему основному предназначению - рождению детей.

В большинстве цивилизованных обществ ныне сохранилось лишь подобие инициаций, часто утратившее свой глубинный смысл и структуру. Примерами могут служить: прием в скауты, пионеры, комсомол, некоторые религиозные обряды, пионерские лагеря, походы, где дети селятся небольшими отрядами и в природных условиях сами готовят еду, стирают одежду, учатся самостоятельной жизни.

Родители отмечают, что из таких лагерей дети приезжают другими - повзрослевшими, измененными, поскольку у них было нечто новое, свое, не связанное с родительским миром. Символически это действительно похоже на обряд инициации - мама остается дома, а взрослый мир влечет, тянет ребенка за собой. Детям, у которых в жизни подобного опыта мало, сложнее вырасти и управлять своей судьбой, они как бы остаются в палатке с мамой и не растут, не становятся взрослыми.

К сожалению, многие родители недооценивают значимость такого "отрыва" от родительского контроля, что впоследствии может вылиться в совершенно противоположные сценарии. Согласно одному, ребенок все равно "возьмет свое" - рано или поздно примкнет к компании, где его поймут, одобрят, примут таким, каков он есть. К сожалению, это может оказаться компания явно асоциального или даже криминального характера, хотя вполне может быть и группа по интересам, например спортивная команда, рок-группа, клуб любителей чего-либо...

Согласно другому сценарию, "взросление", по вине родителей, может быть отложено на неопределенный срок, что выливается в инфантильность, неспособность подростка самостоятельно принимать решения, например, где ему учиться, чем заниматься в жизни, с кем жить. Такой подросший телесно, но не созревший психологически "вечный ребенок" может десятилетиями жить с родителями, не желая устраивать свою карьеру и личную жизнь, приняв позицию ребенка как самую удобную. Случается, взросление все же наступает с заметным опозданием, и тогда мы встречаемся с 30-летним "подростком", которому хочется "чудить" и пробовать жизнь на вкус тогда, когда у него уже есть семья, и общество требует от него ответственного поведения. Жизнь окружающих его людей становится невыносимой - он, как правило, склонен разрушать привычный уклад жизни, семью, необоснованно менять работу и образ жизни, увлекаться опасными видами спорта.

Конечно, в мире значительно больше способов инициации, которые, скорее, пугают родителей - первая сигарета, первый алкоголь, первый секс, первая драка. Многие подростки прибегают и к телесным изменениям: тайно от родителей наносят татуировки, пирсингуют разные части тела - прокалывают нос, уши, пупок, делают себе шрамы. Современные "обряды инициации" могут быть не только сложны и замысловаты, но и опасны.

Риск возникает, когда подросток не чувствует опасности, особенно если родители слишком оберегают его. В этом случае ощущение, что в мире не существует опасностей, становится реальным, и ребенок не воспринимает опасность. Иногда он должен быть напуган и должен пережить фрустрацию, чтобы понять, что жизнь ценна, и нужно соизмерять свои возможности с реальным положением вещей. Да, ребенку важно попробовать что-то новое, необычное и, важно, что именно это запрещают делать родители.

Преодолеть запрет - значит взять ответственность за это деяние на себя, впервые попробовать быть независимым, взрослым, компетентным. Важно вовремя почувствовать, когда ребенок способен за себя отвечать и делегировать ему такую возможность. Если у родителей слишком много запретов, ребенку сложно узнать, что же на самом деле он думает по этому поводу. Иногда вполне уместно поэкспериментировать, ведь если есть ощущение, что ребенок нуждается в более жестких запретах, возможно, стоит их наложить, ведь ребенок как бы просит о них сам. Взросление часто может проходить через негативный опыт, где идет внутренний выбор, и родителю необходимо понимать, что ребенок уже способен отделить "хорошо" от "плохо", ведь раньше он это все уже объяснял своему малышу. Теперь он созрел применить родительский опыт, ставший его опытом.

Ребенок всегда будет отталкиваться от родительской нормы, как от некого эталона поведения, и прививать ребенку принципы правильного поведения вам никто никогда не запрещал, впрочем, как и подавать личный пример. Поэтому важно не быть слишком большими друзьями с подростком, чтобы сохранять его тайну - не курить и не пить с детьми за одним столом, не ругаться вместе с ними матом, но в трудный период необходимо все-таки находиться рядом, где-то поблизости, чтобы в сложной ситуации ребенок не побоялся обратиться к родителям за помощью, не был отвергнут самыми близкими людьми. Нельзя оставлять подростка наедине с собой, со своими мыслями, страхами, сомнениями, следует помочь ему примкнуть к конформной группе, где он сможет обрести авторитет, приобщиться к новым понятиям.

Такой группой может быть и группа психологической поддержки для подростков, где ребенок может найти друзей со схожими проблемами и поймет: то, что с ним происходит, - нормальное течение времени. Полезным может стать и общение с психологом, психотерапевтом, психоаналитиком, который сможет объяснить ребенку, что с ним происходит, и как можно справиться с возникшими сложностями.

Не стоит быть слишком строгими родителями, не нужно преследовать ребенка, следить за ним, опускаться до оскорблений и жесткой критики, нельзя обвинять его в том, что он станет алкоголиком, проституткой, наркоманом, испортит себе жизнь. Эти страшные обвинения травмируют подростка и в какой-то степени прогнозируют будущее. Поэтому родительская задача - самостоятельно справляться со своими страхами и не вешать свою тревогу на подростка, не прогнозировать плохое, а отмечать, что это всего лишь опыт. А если ребенок не имеет опыта, это реально плохо для него.

Второй вариант родительского отношения - всеобъемлющее принятие любых проявлений, что тоже не совсем хорошо: ведь если не существует запретов, это существенно замедляет психологический рост подростка. Подростковый возраст дан ребенку для опыта, а родителям - для терпения.

Инициация - это часть исторического ритуала, и готовы ли мы как родители или не готовы, но придет время, и дети все равно начнут входить в этот поиск, и необходимо осознанно принять этот процесс личного пути взросления вашего ребенка.


Вечная логическая ошибка «после - значит вследствие» оказала огромное влияние на становление любой цивилизации. Когда ты не знаешь законов, по которым существует твоя вселенная, ты вынужден обо всем догадываться сам, методом проб и ошибок. Если вчера тебе удалось убить земляную крысу после того, как ты помочился на восток, - всегда мочись на восток. И ни в коем случае - на запад, ведь, когда ты в прошлый раз так поступил, тебя больно укусил стервятник. Человек всегда параноидально подозревал, что в этом мире ничто не существует просто так, все связано невидимыми, но мощными связями, незримые страшные силы наблюдают за тобой из кустов, а пролет журавлей по небу и планет по Галактике регулируется усердием, с которым ты соблюдаешь правила - например, не ешь после шести репу.

В идеале существует только один совершенно правильный метод жить, спать, зевать, жениться и убивать водяных крыс, а отступление от ритуала - это дорога к хаосу и разрушению. Этнографы, наблюдавшие за жизнью очень диких племен, всегда с изумлением отмечали, что при кажущейся европейцам абсолютной свободе (ни фраков, ни браков, ни книжек по этикету) дикари часто ведут чрезвычайно однообразную жизнь, подчиненную множеству табу и ограничений.

Но есть категория населения, к которой это не относилось. Дети. Ребенок, особенно мальчик, в примитивном обществе совершенно свободен - просто потому, что детей много, они неразумны и за всеми не уследишь. В лучшем случае их можно кое-как уговорить не дразнить крокодилов, но ожидать от них следования ритуалу - утопия. Поэтому абсолютно во всех культурах возникла традиция инициации детей, когда те достигают возраста, в котором им уже придется соответствовать правилам и традициям, а также отвечать за свои поступки. До инициации ребенок носит особые детские прически или одежды (или не носит никаких), он фактически не считается человеком, поэтому его ритуальные грехи не падают на голову всего племени, окружающие относятся снисходительно к его неразумности. Для того чтобы Маленький Змей, этот похититель чужих лепешек, стал существом, ответственным за свои поступки, ему придется родиться заново, уже по-настоящему. И есть подозрение, что ему это не понравится, ха!

На самом деле ступеней инициации всегда было несколько. Традиционно этнографы выделяют четыре основные.

Инициация рождения


Понятно, что этот вытащенный только что черт знает откуда кусок пищащего мяса может принести кучу неприятностей племени. Он не член нашей стаи, его не защищает Великая Жаба, потому что она с ним незнакома, да и явился он из мира мрака и духов, будучи сам пока еще злым духом и наверняка прихватив с собой за компанию в наш добрый мир уйму всякой нечисти. Именно поэтому в эру инфантицида (длилась примерно до VI века до нашей эры) первенцев юных матерей так часто убивали: считалось, что они злые духи огромной силы, раз им удалось прорваться в реальность по еще не хоженной дороге первыми. Также истреблению в разные эпохи в разных народах подлежали близнецы, альбиносы и младенцы, родившиеся с зубами, не говоря уже о детях с выраженными пороками внутриутробного развития.

Так что ребенка нужно было ритуально очистить, а пока людям, кроме специально обученных шаманов, просто опасно приближаться к этим крохотным вместилищам зла. Сохраняемая до сих пор в наших областях традиция не показывать совсем маленького ребенка (даже его фотографии) посторонним людям вызвана не тем обстоятельством, что ребенка могут сглазить, а тем, что изначально младенец был магически опасен для окружающих.

Младенца омывали, читали над ним заклинания, изгоняли из него злую силу (да-да, обряд крещения к нам тоже не с луны свалился). Во многих традициях считалось необходимым нанести ему кровоточащую рану, чтобы духу было откуда выйти. У некоторых народов это превратилось в обрезание новорожденных, в других культурах младенцам наносили неглубокие ранения на лбу, груди или ладонях. В тех племенах, которым была понятна роль отцовства, также проводились ритуалы, подтверждавшие связь отца с новорожденным. Например, согласно Дж. Фрэзеру, у северных индейцев существовал обряд, когда отец имитировал роды и младенца протаскивали у него между ногами. Был также прекрасный обычай в Индии: детей ритуально рожали с помощью статуи йони - деревянного изображения огромного влагалища.

Инициация детства


Вторая инициация, тоже встречаемая во многих культурах, является самой поздней из всех. Это ритуал, связанный с переходом от младенчества к детству, и он отсутствует у самых примитивных народов. Обычно такой ритуал совершается в возрасте 3–5 лет, когда ребенок признается (в разных вариациях): полностью отлученным от груди; способным носить длинные рубашки или штанишки - как существо, уже умеющее управлять своими естественными потребностями; готовым есть любую взрослую пищу; пригодным к началу обучения. Тут тоже читаются заклинания, ребенку дается взрослое или предвзрослое имя, на него торжественно надевают запретную раньше одежду, за него зачитывают первые строки священных книг или как-то еще помогают выполнить некую ритуальную норму. Скажем, зажечь или загасить огни на жертвеннике*, выстрелить из лука, принять из рук отца кисть и тушечницу - существует множество традиций. В общем, это поздняя норма, сразу ставшая скорее семейным праздником, чем истинным ритуалом.

Инициация брака


Иногда третий этап инициации совмещался с четвертым, но чаще разрешение на вступление в брак требовало отдельных подвигов и ритуалов. Все эти сказки, в которых руку принцессы обещают смельчакам, готовым скакать по стеклянным горам и убивать драконов, заимствованы из инициационных брачных обрядов. В Африке, например, получить право на женитьбу можно было, только раздобыв шкуру леопарда. У индейцев племени черноногих жениться могли только убийцы - те, за кем числился хотя бы один проклятый кроу или подлый бледнолицый. Где-то права на брак добивались ловким воровством, кулачным боем или соревнованиями в беге; где-то требовалось обладать определенным количеством имущества. Контроль за численностью и качеством населения не дремал никогда.

Инициация воина


А вот это уже серьезно. Именно данный тип инициации предназначался для того, чтобы сделать из мальчика мужчину. Преследовал обряд несколько целей одновременно: изъятие юноши из общества женщин и переход его к мужчинам; обучение юноши всем ритуальным обязанностям мужчины; испытание его мужества, самоконтроля и терпения - важных качеств для воина; снижение его сексуальных желаний, замедление вовлечения во взрослую половую жизнь.

Во всех странах мира понятие мужественности имеет своё значение и жители разных стран сами определяют, когда мальчика можно считать мужчиной. В современном цивилизованном обществе, чтобы стать мужчиной нужно вступить в половозрелый возраст, обзавестись семьей, обрести статус в обществе. Но в различных племенах для того, чтобы считаться настоящим мужчиной, зачастую нужно пройти через жуткие обряды инициации, включающие боль и унижение. И лишь после этого мальчик по праву может носить звание настоящего мужчины.

Как ни странно, но именно четвертая цель была, пожалуй, самой важной. Совершать поклоны перед могилами предков и бросать копья в коров можно и без особых внешних воздействий. Но юнец в разгаре пубертата был головной болью для любой общины. Ромео, готовые непринужденно отдать жизнь за ночь с женой вождя или дочерью жрицы, малолетние насильники девственниц или не менее малолетние многодетные отцы были последним, что требовалось для комфортной жизни в обществе. Поэтому очень часто инициационные испытания приводили к тому, что юноша на продолжительное время вынужден был отказаться от любой сексуальной жизни. На египетских фресках мы видим, как тринадцатилетним «мужчинам» наживую проводят обрезание. Обитатели Калимантана вшивали своим подросткам в пенис рыбьи кости, африканцы некоторых племен практиковали вытягивание пениса, привязывая к многострадальному органу каменные диски. Шрамирование, татуаж, натирание пениса едкими составами - вот обязательные этапы взросления во множестве культур. (Отметим, что инициация девушек часто была не менее травматична, а последствия некоторых ритуалов просто чудовищны. Немалая часть египетских женских мумий имеет инфибуляцию - тип женского обрезания, при котором удаляли клитор и половые губы, а остальное наглухо зашивали, оставляя лишь маленькую дырочку для всяких нужд. Во время брачной ночи мужу приходилось ножом делать надрез, чтобы исполнить свой супружеский долг, а во время родов разрез расширяли и сшивали заново. Кстати, в 29 странах мира этот тип обрезания практикуют до сих пор - например, в Судане, Индонезии, Сомали.)

Кроме издевательств над пенисами в меню также были длительные посты, ритуальные избиения и увечья, отрезание фаланг мизинцев на руках, разрывание ушей и ноздрей, выбивание зубов… В общем, скажи спасибо, что «деды» во время твоей службы в армии были недостаточно знакомы с трудами таких этнографов, как Арнольд ван Геннеп и Рене Генон, а то могли бы почерпнуть массу интереснейших идей из собранного учеными материала. С другой стороны, нам известны и менее кровавые обряды в более развитых цивилизациях. В Китае, Корее и Японии, скажем, ограничивались постом, молитвами и обстоятельным письменным экзаменом для мальчиков из среднего и высшего общества. Хотя есть основания полагать, что многие опухшие от свитков и премудростей соискатели звания «сюцай» предпочли бы, чтобы им без затей вставили в пенис рыбью кость. Да и наши мученики ЕГЭ, возможно, не отказались бы.

Ниже приведены еще некоторые интересные ритуалы посвящения, которые существовали (а в некоторых случаях все еще существуют) по всему миру.


У каждого индейского племени был свой собственный уникальный ритуал посвящения в мужчины. Но самым впечатляющим был, пожалуй, ритуал манданов. Перед обрядом мальчик постился в течение 3 дней, чтобы очистить тело. Затем, в день ритуала, старейшины племени пронзали мышцы груди, плеча и спины мальчика большими деревянными спицами. Затем с помощью крюков и веревок, свисающих с крыши хижины, молодого человека подвешивали в воздухе. Несмотря на боль, парень не должен был кричать. Пока он висел в воздухе, еще несколько спиц забивали в его руки и ноги. На их концах размещались черепа его умерших дедов и других предков.

В конечном счете молодой человек терял сознание от потери крови и боли. Убедившись, что он без сознания, старейшины опускали его вниз и удаляли веревки. Спицы тем не менее оставались на месте. Когда молодой человек приходил в сознание, он предлагал старейшинам жертву - свой левый мизинец. Он клал палец на колоду и быстро его лишался. Это был подарок богам, чтобы они помогли ему стать хорошим охотником. Затем парень бегал внутри кольца, образованного соплеменниками. Они хватались за продетые сквозь тело спицы и тянули их. Но вытягивать их с той стороны, с которой они были вбиты, не разрешалось. Тянуть нужно было только с обратной стороны, что причиняло молодому человеку еще большую боль. Так заканчивалась церемония, которая длилась весь день, и мальчик становился мужчиной.


В племени алгонкинов считалось, что детство всего лишь препятствием для становления настоящим мужчиной. По этой причине они проводили обряды инициации, направленные на полное стирание у мальчиков детской памяти.

Обряд проходил следующим образом. Молодые члены племени от 14-ти до 21-го дня сидели в специальных клетках, и им нельзя было есть ничего, кроме очень мощного галлюциногена - високкана. Он не только приводит к потере памяти, но и вызывает другие побочные эффекты - потерю речи, учащённое сердцебиение, сильнейшие галлюцинации, агрессию, неспособность двигаться, слабость и даже смерть. После двух-трёх недель молодых посвящаемых выпускали из клеток и расспрашивали. Если они полностью забыли свое детство, то прошли ритуал и теперь считаются настоящими мужчинами. Если же у них сохранились хоть какие-то воспоминания, то жестокий ритуал придётся пройти ещё раз.


Каждое поколение племени каро проходит ритуал посвящения - мужчины должны перепрыгнуть через ряд быков в чём мать родила. В буквальном смысле. Звучит как нечто простое и забавное? Не совсем. У торжественной церемонии по-настоящему ужасный подтекст: если мужчина биологически уже полностью вырос, то у каро он считается мальчиком, пока не пройдёт церемонию.

Церемония начинается с того, что молодые девушки племени начинают одновременно прыгать. Обычно это родственницы или хорошие подруги парня, который вот-вот будет посвящен в мужчины. Их металлические украшения ритмично звенят. Девушки прыгают по направлению к «мажа» - мужчинам, которые уже прошли через обряд посвящения - и вручают им свежесрезанную розгу. Этой розгой мужчины будут хлестать девушек по спинам, а те будут продолжать прыгать, пока не появится кровь. Шрамы впоследствии будут означать, что женщины пережили боль ради парня и его посвящения в мужчины.


После церемониальной порки племя становится вокруг стада. Воздух сотрясает пение. Четыре самых больших быка выстраиваются в ряд бок о бок. Церемония считается действительной, только если быки кастрированы. Посвящаемого парня, который обнажен, если не считать нескольких веревок на груди, подводят к животным. Юноша должен вспрыгнуть на первого быка, пробежаться по спинам всех животных и спрыгнуть. Затем нужно сделать то же самое в обратном направлении. Всего нужно пробежать 3 раза. Как только он это сделает, раздается громкий крик, и мальчик становится «мажа», то есть мужчиной.

Младенцы каро, родившиеся от не прошедших через ритуал отцов, считаются незаконнорожденными, и в соответствии с законами каро, внебрачные дети не имеют права жить. Традиция убивать незаконнорожденных младенцев называется минги - матери сами набивают рты своих детей землёй и оставляют их умирать в пустыне.


На Филиппинах обрезание - это важное событие. Статистика от 2011-го года показала, что обрезание делают около 93% филиппинских мужчин. Интересно то, что мальчикам его делают не в младенчестве, а примерно в 12 лет, и филиппинские подростки могут считаться мужчинами, только если уже обрезаны.

А если этого не произошло, общество считает их трусами и слабаками. И чтобы спастись от постоянных насмешек и издевательств, филиппинские мальчики сами просят родителей их обрезать.

На Филиппинах есть два способа обрезания: современный медицинский и традиционный. При традиционном способе анестезия не используется - вместо этого мальчики жуют листья гуавы, так как считается, что это уменьшает боль от операции. Вместо ножа для этой болезненной процедуры используется кусок дерева под названием субокан. После обрезания крайней плоти пенис обматывают белой тканью.


Масаи из Кении и Танзании имеют ряд обрядов посвящения мальчиков в мужчины. Каждые 10-15 лет происходит инициация нового поколения воинов. Мальчики всей страны в возрасте от 10 до 20 лет собираются вместе. Строятся специальные дома, которые служат местом посвящения. В ночь перед церемонией мальчики спят в лесу под открытым небом. На рассвете они возвращаются в маленькую импровизированную усадьбу и проводят там один день за пением и танцами. Они пьют смесь молока, бычьей крови и алкоголя и съедают груды мяса. После торжеств мальчики в возрасте 12-16 лет подвергаются обрезанию.

Обрезание («эморат») является частью «эмуратаре» - самой важной церемонии в жизни мальчика масаи. Только после обрезания племя считает его мужчиной, воином и защитником своей деревни. Когда молодой человек направляется к тому месту, где старейшины будут проводить обрезание, друзья и члены семьи дразнят его, говоря что-то вроде: «Если ты дрогнешь, мы отречемся от тебя». Масаи ценят храбрость в своих воинах, и обрезание - это первый способ доказать свою смелость, даже перед лицом сильной боли. Рана заживает около 3 месяцев, и в течение этого времени молодые мужчины носят черную одежду и живут в хижинах, построенных женщинами деревни. Теперь мальчик масаи стал воином.

В течение следующих 10 лет молодые мужчины живут вместе в «маньята» - воинских лагерях. Там они учатся боевому и ораторскому искусству, а также животноводству. По истечении 10 лет молодые люди принимают участие в церемонии совершеннолетия «эуното», которая знаменует собой переход в статус старших воинов. После того как масаи прошел через «эуното», он может жениться. Церемония в основном представляет собой несколько дней празднования и заканчивается тем, что мать посвящаемого сбривает ему волосы.

Мальчики племени масаи должны выйти на охоту на льва с одними дубинками и щитами. В прошлом им нужно было охотиться в одиночку, но поскольку львов осталось мало, традицию изменили, и теперь взрослеющие масаи охотятся группами. Охота на львов очень опасна. Именно из-за этой опасности она и считается достойным ритуалом посвящения в мужчины. Когда мальчики масаи охотятся на львов, они тем самым демонстрируют то качество, чем, по мнению масаи, обладают только настоящие мужчины - храбрость.


Ритуал на обретение мужественности племени матис состоит из четырёх крайне болезненные этапов. На первом этапе в глаза молодых посвящённые вводят яд: матис считают, что так улучшают своим мальчикам зрение. На втором и третьем этапе мальчикам причиняют сильную физическую боль - неоднократно избивают и хлещут плетьми.

На последнем этапе мальчики глотают яд под названием кампо, добываемый из древесных лягушек. Кампо - не галлюциноген, хотя и может вызвать странные психические реакции. А вот физиологических эффектов от него предостаточно - рвота, головокружение и неконтролируемые движения кишечника. Племя матис твёрдо убеждено, что кампо повышает выносливость и силу мальчиков, превращая их в настоящих мужчин и охотников.

Чарлз П. Маунтфорд в 1947 г. совершил путешествие по пустынным областям Центральной Австралии, где у австра­лийцев нерушимо сохранились древние обычаи. Вот что он рассказывает.

Дети австралийцев окружены всеобщим вниманием, лас­ками и заботой. Но потом приходит юность. И тогда беззабот­ная жизнь мальчика неожиданно обрывается.

Даже женщины, самые близкие ему: бабушка, мать, сестра - внезапно набра­сываются на него и, угрожая пылающими факелами, изгоняют из места общего обитания (стоянки, лагеря). С этого времени и до окончания обряда обрезания - примерно в течение года - к юноше относятся как к отверженному. Спит он теперь в не­котором отдалении от стоянки, никогда не приближается к женщинам и не разговаривает с ними. Он не говорит и со стариками, пока они сами не позовут его. Отвечая старикам, юноша обязан говорить только шепотом.

Жизнь изгнанника идет так: днем он находится среди мужчин, а по ночам спит у своего маленького костра за чер­той стоянки племени. И вот, наконец, приходит день, когда старики хватают юношу и под причитания женщин, крики и топот мужчин, уже прошедших инициацию, ведут его в укромное место. Тут ближайшие родственники юноши - взрос­лые мужчины - вскрывают на своих руках вены и мажут кровью тело юноши. Длительный обряд инициации имеет целью обучить молодого австралийца законам рода и племени и дать ему религиозно-нравственное сознание.

При этом ис­пользуется все, что может привести к достижению нужного результата: испытание голодом и болью для укрепления силы духа, атмосфера непостижимой загадочности.

Юноша, лежа­щий лицом вниз, слышит, но не видит, что происходит вокруг него. Только на мгновение позволяют ему поднять голову и в свете колеблющегося пламени костра взглянуть на это зрели­ще, вызывающее экстаз. Восприимчивый юноша настолько захвачен удивительными впечатлениями, что эта картина остается в его памяти на всю жизнь. Первый обряд инициации, включающий обрезание, является важнейшим шагом молодо­го австралийца на пути к зрелости.

После обрезания юноше надевают на голову отличитель­ную повязку, которая свидетельствует о его общественном росте, и теперь его можно видеть лишь среди стариков-настав­ников и стражей. Он обязан избегать женщин и не смотреть на них. Его новое имя теперь - вангарапа - «скрывающийся мальчик». Вместе со стариками он совершает длительные и многотрудные путешествия, знакомясь с бытом других друже­ственных племен.

Следующий обряд посвящения связан с подрезанием поло­вого органа (продольный разрез у основания пениса - Ред.); этот обряд символизирует, что юноша стал пол­ноправным мужчиной. Теперь он может жениться, если его нареченная достаточно взрослая. Он может принимать уча­стие в совете племени или рода. Подрезание является самым тяжелым и мучительным из всех испытаний и означает пере­ход посвященного в полноправные члены общества.

К этому надо добавить, что далеко не все юноши оказыва­ются в состоянии вынести все лишения и пытки, которым они подвергаются во время инициации: некоторые гибнут от истязаний и лишений. Вероятно, именно поэтому юноши, про­ходящие инициации, находятся в положении глубоко изолиро­ванных, женщинам и детям строжайше запрещено даже при­ближаться к той местности, где находится лагерь посвящае­мых, чтобы они не могли видеть истязуемых и слышать их стоны и вопли.

Чрезвычайная жестокость посвятительных обрядов, несом­ненно, способствовала, с одной стороны, отсеву и уничтожению слабых телом и, главное, слабых духом, а с другой стороны, культивировала, поощряла и передавала по наследству высо­кие качества мужества, стойкости, скромности.

(Матюшин Г.Н., У колыбели истории. М., «Просвещение», 1972 г., с. 191-193.)


Надо сказать, мужчинам племени повезло, что они не родились, например, на острове Понапе, входящем в состав Каролинского архипелага, - тамошним мужчинам не только разрезают кончик члена, но и лишают их одного яичка.

Племена Папуа - Новая Гвинея


В маленьком государстве Папуа - Новая Гвинея существует свыше 1000 различных культурных групп.


Племя канингара из Папуа-Новой Гвинеи практикуют очень необычный ритуал, который направлен на укрепление духовной связи между членами племени и их окружением. Одна из ритуальных церемоний проводится в «Дом Духа». Подростки живут в уединении в Доме Духа в течение двух месяцев. После этого периода изоляции, они готовятся к церемонии посвящения, которая признает их переход к зрелости. В процессе ритуала, человеку делают надрезы кожи осколками бамбука. Полученные зазубрины напоминают кожу крокодила. Люди этого племени считают, что крокодилы являются создателями людей. Знаки на теле символизируют следы зубов крокодила, который съел мальчика и оставил взрослого мужчину.


Живущее в Папуа Новой Гвинее племя матауса считает женскую кровь нечистой. Матауса убеждены, что их мальчики, чтобы стать настоящими мужчинами, должны очиститься от скверны матерей.

Старейшина начинает ритуал очистки крови, вставляя в горло молодых посвящаемых тростниковые трубки - тогда их рвёт кровью. Затем старейшины вставляют трубки им в ноздри, чтобы выгнать из тела дурную кровь и слизь. Периодически трубки вынимают, чтобы почистить, а посвящаемые в это время успевают сделать глоток воздуха. И, наконец, старейшины делают на языках молодых людей несколько надрезов с помощью похожего на стрелу инструмента. После мучительной церемонии молодые люди в глазах общины становятся настоящими мужчинами.

Очистка крови у матауса - это настолько важный и секретный обряд посвящения, что не все члены через него проходят - надо ещё доказать, что ты достоин. Не прошедшие ритуал мужчины взрослыми не считаются и не могут пользоваться соответствующими привилегиями - например, они не имеют права жениться. Кроме того, они считаются слабыми членами племени, не способными выполнять свои мужские обязанности.


Среди них есть племя самбия, у которого, пожалуй, самый безумный в мире обряд посвящения в мужчины. Что отличает племя самбия от других групп, так это вторая часть их обряда посвящения в мужчины - выпивание спермы.

Самбия считают, что как мужчины, так и женщины рождаются с «тингу». Это часть тела, которая делает возможным продолжение рода. Тингу женщины готово к воспроизводству после первой менструации. Тингу мужчины рождается сморщенным и высушенным, и единственный способ привести его в норму - пить «мужское молоко», или сперму других половозрелых мужчин. Они считают, что выпивая «мужскую сущность» других мужчин, мальчики станут сильными и мужественными. Уединившись в лесу с молодым, не состоящим в браке парнем в возрасте от 13 до 21 года, мальчик делает ему фелляцию. Вообще мальчикам рекомендуют пить «мужскую сущность» как можно больше, чтобы стать сильнее.

Примерно в возрасте 13 лет молодой человек вступает в половую зрелость, и начинается следующий этап посвящения. Происходит еще один ритуал кровопускания из носа наряду с избиениями. Мальчик уже считается половозрелым холостяком, и теперь будет предоставлять «мужское молоко» мальчикам, которые только вступили на путь возмужания.

В возрасте около 20 лет мужчина племени самбия готов жениться, но до того как состоится свадьба, старейшины племени обучат молодого человека секретам, как защитить себя от «заражения» женщиной. Например, во время полового акта мужчина должен набить в ноздри листья мяты и жевать кору, чтобы перебить запах половых органов своей жены. Более того, когда мужчина занимается сексом со своей женой, проникновение не должно быть слишком глубоким, т. к. это только увеличит вероятность «заражения». Наконец, после полового акта мужчина племени самбия должен выкупаться в грязи, чтобы смыть все нечистоты после контакта с женой. Даже после вступления в брак молодой человек не проводит много времени со своей женой, и продолжает коротать его с другими мужчинами.

После того, как мужчина женится, дальше участвовать в церемонии ему запрещено. Самбия считают, что женские гениталии делают репродуктивные органы мужчин грязными, а их сперма становится «нечистой», так что для детей, которым только предстоит стать взрослыми, она больше не подходит.

Обряд посвящения в мужчины завершается для парня рождением его первенца, после чего он обретает полное право называться мужчиной.


Прыжки на эластичной лиане - традиционный ритуал южной части Тихого океана, который впервые появился на острове Пентекост, архипелага Вануату. Местные жители строят огромные деревянные башни и прыгают с дощатых платформ, обвязывая лодыжки естественным канатом. Цель прыжка - опуститься как можно ближе к земле, чтобы лишь голова или плечи едва коснулись ее. Ошибка в расчете длины лианы может привести к серьезной травме или гибели.

Примерно в апреле-мае жители деревень сооружают башни высотой от 30 метров из дерева. Затем находятся мужчины, которые изъявляют желание на собственном опыте измерить их высоту. Они привязывают две эластичные лианы сначала к платформе на вершине башни, а затем к своим лодыжкам. Собрав всю свою храбрость, мужчины ныряют с платформы вниз головой. Во время падения «ныряльщики» развивают скорость более 70 км в час.


Такие прыжки в землю имеют почти 15-вековую историю. Цель ритуала двоякая. Во-первых, он проводится как жертва богам, чтобы обеспечить обильный урожай батата. Во-вторых, он служит в качестве обряда посвящения мальчиков племени в мужчины. Мальчики могут присутствовать на церемонии, если им уже исполнилось 5 лет. Церемонии часто предшествует обрезание. Мальчики начинают прыгать с небольшой высоты, и по мере взросления увеличивают ее. Чем выше поднимается мужчина, тем более мужественным его считает племя.


Глубоко в сердце бразильской Амазонии живет племя Сатере-маве. Чтобы стать мужчиной в этом племени, мальчик должен сунуть руку в перчатку с муравьями Paraponera , которых еще называют «муравей-пуля», и вытерпеть их укусы в течение 10 минут, не издав ни звука.

Согласно шкале силы ужалений Шмидта, у муравьев Paraponera самый болезненный укус. Это «пульсирующая, всепоглощающая боль», которая продолжается в течение 24 часов. Местные жители называют муравья «hormiga veinticuatro» как раз из-за этой 24-часовой боли.

Если укус одного такого муравья настолько болезненный, то можно представить себе боль, которую человек испытывает, засунув руку в перчатку, наполненную обозленными муравьями.


Чтобы приготовить перчатку, соплеменники усыпляют муравьев с помощью какого-нибудь растительного успокаивающего средства. Пока муравьи спокойны, старейшины изготавливают устройство пыток, вплетая муравьев в перчатку, сделанную из листьев, чтобы жала муравьев были направлены внутрь.

Когда муравьи приходят в сознание, мальчик надевает перчатку и в течение 10 минут смело смотрит в лицо настоящему аду. Из-за большого количества яда, полученного во время испытания, рука мальчика будет какое-то время парализована, а самого его будет трясти в течение нескольких дней.

И этот ритуал проводится не за один подход. Мальчику придется сунуть руку в муравьиную перчатку еще несколько раз, прежде чем его признают мужчиной. Каждый раз во время испытания он должен вести себя как можно тише. Это испытание мужской выносливости и стоицизма, которое необходимо, чтобы быть полезным воином племени.

Современные цивилизованные инициации





Обряд инициации в иудаизме, означающий, что еврейский мальчик, достигший 13 лет, становится совершеннолетним в религиозном отношении и возлагает на себя все религиозные обязанности. Обряд совершается в синагоге, обычно в субботу; дата рождения вычисляется по еврейскому календарю. Мальчика приглашают прочитать последний отрывок из чтения Торы на данный день, а также отрывок из пророческих книг. Он может выступить с подготовленной речью на заданную тему, чаще всего посвященной разъяснению прочитанной главы из Торы. В США бар-мицва и подобный ему обряд для девочек (в возрасте 12 лет), называемый бат-мицва, стали одними из самых веселых еврейских праздников, по их поводу устраиваются званые обеды, ребенку дарят подарки. В реформистских общинах вместо этого совершается торжественная церемония приобщения еврейского мальчика к вере отцов, хотя многие общины продолжают хранить обряд бар-мицвы. Происхождение обряда бар-мицвы неясно. Первым, кто употребил термин "бар-мицва", был Мордехай бен Гиллель, ученый из Германии (13 в.), автор комментариев к Талмуду.


У католиков и некоторых протестантов требуется, чтобы, достигнув определенного возраста, человек, крещенный в младенчестве, уже сознательно признал себя христианином. Обычно конфирмация проводится массово (например, для учеников католических лицеев), но возможны и вполне частные конфирмации. Хотя обряд все же чаще совершается с группами подростков: проводить его может только епископ, так что организационно это весьма сложное мероприятие. Возраст конфирмантов - 13–14 лет. Девочек традиционно наряжают в белые платья, мальчиков запихивают в новые костюмы, затем исповедуют, причащают, мажут миром, дарят им молитвенники.

Обряд надевания взрослой шапки на мальчика (гэмпуку) и взрослого пояса на девочку (моги) в древней Японии совершался с подростками 12–16 лет. Сегодня в этой стране оба обряда соединились в один официальный государственный праздник - День совершеннолетия. Во второй понедельник января вся молодежь, которой в прошлом году исполнилось 20 лет, одевается в национальные костюмы - кимоно, носки, сандалии-гэта (впрочем, для юношей допускается и европейский костюм), выходит на улицу, слушает речь мэра, совершает в храме молитвы, а вечером отрывается в ресторанах и караоке-барах, оплаченных частично родителями, частично городской казной.


Сохранившийся до сих пор в сельской Украине обряд инициации парубков 16–18 лет. Девушки села совместно выпекают особый каравай-калиту и высоко его подвешивают - к потолку или к шесту. К калите на кочерге подвозят инициирующегося со связанными сзади руками, парень должен допрыгнуть до калиты и откусить от нее кусок. Не получилось - позор на его голову. Получилось - теперь он уже взрослый и может тусоваться со взрослыми же парнями, а также ухаживать за девушками.


В очень протестантской сельской Америке распространены балы, на которых девочки и мальчики 13–16 лет дают публичный обет хранить девственность до брака и получают особое кольцо, которое и носят до помолвки. По понятным причинам родители на эти балы активнее тащат девочек, чем мальчиков. Так что кое-где балы трансформировались в традицию «обручения с папой»: девочка обещает, что ее единственным бойфрендом до брака будет ее папочка - именно ему она будет поверять все свои беды и обиды, а он будет ее верным рыцарем и другом. Разумеется, никакого инцеста, исключительно духовное единство.

Дорогое доказательство лояльности


По мере усложнения общества и человеческих представлений о природе вещей важность ритуалов сошла на нет. Тебе уже не надо собственноножно присутствовать в Вестминстерском соборе на коронации, чтобы убедиться в легитимности королевы, - достаточно прочитать газету. Ты уже точно знаешь, что выкрашенные в брачную ночь белой краской яички не помогут тебе не зачать демона-людоеда, пусть зачинается то, что зачинается, - это проб­лема того заведения общего обязательного образования, куда демон отправится. И новогоднюю елочку мы больше не украшаем кишками ритуальной жертвы, так как возвращение солнца из мира зимнего мрака непременно состоится и без этого (по крайней мере, так говорят по телевизору). Ритуалы остались важной частью религиозной жизни, но и там их значимость неуклонно ослабевает.

Тем не менее ритуальчики и обрядики наполняют нашу жизнь - уже в качестве легкого суеверия, игры, общепринятой формальности. Торжественно вручить парню в смешной шляпке свидетельство об окончании школы или отлупить его до потери сознания плетью из кожи гиппопотама - такой выбор перед обществом не стоит. Почти не стоит.

Есть, однако, уголки, где жестокие законы инициации по-прежнему функционируют. Прописка в тюрьмах, издевательства над новичками в школах, особенно закрытых, чморенье «духов» в армии - это не просто свинство от скуки и безмозглости, а прорастание архаичных норм в искусственно сформированных по архаичному принципу обществах, обитатели которых в массе своей не слишком далеко ушли от первобытных племен.

Армейские традиции



Посвящение в "Черпаки"


У солдат в армии - своя иерархия, свои негласные звания и продвижение по служебной лестнице. Дорасти до "деда" - не только отмотать положенные два года службы, но и пройти целый ряд обрядов и посвящений: ведь можно и перед увольнением так и остаться бесправным "духом", если не соблюдать неписаные законы.

Первые полгода в армии солдат - ровным счетом никто. "Дух" бесплотный, "Салага", "Шнурок"… Правда, успешно пройденное "первое крещение" может существенно облегчить жизнь новобранцу. В одних частях этот обряд называют "свечка", в других - "клизма". Суть же этого испытания одна и та же: присягнувшие днем на плацу на верность Родине бойцы ночью в казарме держат суровый экзамен. Со вставленным между ягодиц стручком красного перца они должны тихохонько пролежать всю ночь. Чтобы "дедушек", значит, не разбудить и не потревожить.


Если утром испытуемый продемонстрирует неизвлеченную перчину и сможет ходить, то ему присваивают звание "перца". Если не сможет или, не дай боже, попытается симулировать, то так и останется "духом", удел которого - стирать "дедам" носки и заправлять чужие койки.

Второй обряд посвящения ожидает молодого бойца через полгода службы: "деды" торжественно переводят его в разряд "черепа". Салагу ставят на табуретку посреди казармы или укладывают на кровать лицом вниз. Приспускают штанишки и… всего лишь бьют по мягкому месту солдатской бляхой. По окончании ритуала седалище превращается в сплошную гематому со следами двадцати четырех звезд: "деды" бьют во всю силу - год назад они сами прошли через это испытание. Теперь посвященный обретает новые права и возможности. Он уже сам может шугать "духов" и получает поблажки от старших.

Еще через полгода "череп" становится "черпаком" - таким же манером, но получает уже вполовину меньше ударов, да и не с такой силой. Бьют не бляхой, а половником, заблаговременно утащенным из столовой. Говорят, что эта традиция пришла с флота: у кока были помощники, которых он за различные провинности лупил черпаком чуть пониже спины.

Разменяв полтора года службы, ты становишься "дедушкой" - казарменным полубогом. Можешь сам с молодыми развлекаться от скуки: работой и службой ведь "дед" не обременен. Днем может отоспаться в каптерке, а ночью шутки шутить. Например, "велосипед" посмотреть: спящему солдату вставляют между пальцами ног спички или кусочки ваты и поджигают. Бедолага дергает от боли ногами, а "дедушка" смеется: похоже, будто крутит педали.

Еще "деды" любят "сушить крокодила". Это когда "дух", зацепившись руками и ногами за спинки кровати, зависает над лежащим внизу весельчаком. Тот может и пощекотать, и ногой попинать - "крокодил" должен удержаться во что бы то ни стало. В противном случае его ждет суровое наказание. Могут сделать "лося" (новобранец сводит ладони на лбу, а "дед" лупит его по "рогам"), могут "дрозда выпустить" (бьют в грудную клетку, иногда ногой). Некоторые "деды" заставляют "духов" "смотреть телевизор". Солдат стоит на полусогнутых ногах, в вытянутых руках держит табуретку, на которой стоит трехлитровая банка с водой. Это и есть "телевизор" (нужно еще пересказывать, что там показывают). "Телепередача" рассчитана на 5-10 минут, но как правило, больше трех никто не выдерживает. А это чревато "лосем" или "дроздом"…

Есть в армии и мирные развлечения. Чаще всего играют в "дембельский поезд". Всю ночь три молодых солдата обхаживают "дедушку", который якобы едет домой. Один покачивает койку, издавая при этом звуки перестука колес поезда. Второй бегает вокруг кровати с фонариком и веткой, имитируя мелькающий за окном пейзаж. Третий исполняет роль проводницы: поправляет одеяло, взбивает подушку, приносит чай и сигареты, поет колыбельные песни. Если "дедушке" жарко, то его обмахивают газетой, если холодно - укрывают одеялом. Утром пассажира "дембельского поезда" встречают с букетом полевых ромашек и с веселой песней.

Иногда разбуженный чьим-то храпом "дед" открывает "охотничий сезон". Один из молодых солдат получает приказ "убить тигра". Вооружившись подушкой, "охотник" со всеми предосторожностями подкрадывается к храпящему и с громким криком лупит своим "оружием" по голове, после чего прячется под кровать. Уже оттуда следует доклад: "Товарищ "дедушка", "тигр" убит. Разрешите идти спать?.."

В танковых войсках "деды" учат молодых водить по ночам "танки". "Духи" ползают под кроватями с куском танковой гусеницы - траком - и забавно гудят и тарахтят, будто танковый дизелек. Иногда их заставляют устраивать "стрельбы" и "лобовые атаки": со стороны это выглядит забавно.

В десантных войсках весьма популярна игра в "подбитый самолет". Лежащий на койке нижнего яруса "дед" наблюдает за полем "боя", на верхней устраивается сам "самолет". Еще один новобранец "стреляет" из табуретки по верхнему ярусу: "Та-та-та-та…". "Подбит!", - кричит "старик" и пинает ногами сетку с матрацем над головой. "Самолет" стремительно пикирует вниз и при ударе о пол громко кричит: "Бабах!" Стрелок-табуретчик докладывает: "Товарищ "дедушка"! Самолет противника по вашему приказанию сбит. Потерь среди личного состава нет…"

В некоторых частях "шнурков" заставляют по ночам работать "парикмахерами" - делать газонам модные прически. "Ежик" должен быть строго определенной высоты, скажем, 2,3 сантиметра. Солдаты вооружаются линейками, ножницами и расческами: если ошибешься, можно получить новую задачу - чистить плац зубными щетками…

Когда до дембельского приказа остается 100 дней, наступает заключительное посвящение: "деда" переводят в "дембеля". Его заботливо укладывают на кровать и бьют шесть раз по причинному месту… ниткой. Теперь каждый вечер после отбоя кто-то из молодых солдат будет забираться на тумбочку и кукарекать оттуда на всю казарму: "Дембель стал на день короче, всем "дедам" спокойной ночи!" Скоро "дедушкам" домой - в обычную жизнь без армейских чудачеств.

(Дмитрий Зленко, «Московский Комсомолец»)


Но есть группы, состоящие из людей взрослых и образованных, которые тоже требуют весьма жесткой инициации при вступлении. Отчасти к таким можно отнести некоторые монастыри и, скажем, сектантские общины, но наиболее полно мы видим вполне кровавые инициации в студенческих братствах и различных тайных и полутайных организациях, из которых самыми известными являются масонские. Вот там избиения, издевательства, голодовки, запугивание, беспрекословное подчинение старшим являются почти непременным испытанием для кандидатов.

О том, как работает этот механизм, когда-то рассказал Дэн Рапопорт, прошедший жесткий кандидатский отбор в элитном студенческом братстве «Сигма Альфа Эпсилон»: «Несмотря на кажущуюся абсурдность и жестокость всех этих законов, они имели глубокий смысл. Нам устраивали трудности, чтобы сплотить нас, чтобы попадание в братство воспринималось как добытое дорогой ценой. Чтобы пережившие вместе эти ужасы действительно стали друг для друга как братья, как однополчане. Для многих эти пять месяцев оказывались единственным серь­езным испытанием в их благополучной жизни. Нас было двенадцать человек, в итоге приняли четверых. И эти ребята остались моими лучшими друзьями на всю жизнь»

Обряды инициации всегда как нельзя лучше использовали принцип «дорогого доказательства лояльности». Подростки, прошедшие совместный ад испытаний, оказывались более сплоченной группой, высоко оценивали свой новый статус и, что самое главное, ревностно, неукоснительно исполняли все ритуалы, которые к этому статусу прилагались. И Великая Жаба была довольна, и на запад никто не мочился.

Становление личности – сложный и важный процесс, одной из составляющих которого является инициация. Многие ведущие специалисты в области психологии, изучая институты современного развития молодежи, уделяют этой практике огромное значение. Что такое инициация и где применяется эта практика, можно узнать из этой публикации.

Знакомство с инициацией стоит начинать с ее определения. Это слово имеет латинские корни и в переводе с этого языка initiatio означает «посвящение» или «свершение таинства». Под этим понятием подразумевается характерная для родовой общественности система ритуалов, которые представляют собой процедуру принятия посвящаемым нового статуса.

Таким образом молодых парней и девушек ранее «переводили» из одной возрастной категории в другую. Посредством инициации девушек посвящали в женщины, а парней, соответственно, в мужчины.

Целью таких обрядов являлась подготовка нового поколения к социальной и семейной жизни, а также к производственной полезной деятельности. Так как подготовка предусматривала индивидуумов к новым условиям, каждый обряд инициации сопровождали тренировки, своеобразные испытания, порой больше похожие на мучительные пытки, через которые девушки и парни должны были познать тайны племени (легенды, мифы). Позже некоторые ритуалы инициации в связи с потерей первоначального смысла стали применяться в более ранний период жизни представителей нового поколения.

Практика в условиях настоящего мира

В современном мире программы воспитания и адаптации молодежи к жизни в обществе сильно пошатнулись под влиянием кризиса. Его неблагоприятные последствия особенно повлияли на становление личностей и их переход из подросткового возраста во взрослую жизнь.

В связи с этим в настоящее время мы можем наблюдать стремительно возрастающее число преступлений, совершенных не достигшими совершеннолетия лицами, активно распространяющуюся наркоманию и устрашающее количество случаев самоубийств среди представителей данной возрастной категории.

Период юношества, и без того трудный для подростков, на фоне кризиса стал еще более сложным. Поэтому условный промежуток между детством и взрослой жизнью можно смело назвать «переломным моментом» для развивающегося индивида. Тревожные симптомы, которые возникают вследствие негативного влияния со стороны, наводят на мысль о том, что настоящая культура и современная цивилизация не соответствуют условиям действительности, а посему не могут оказать полноценную помощь лицам, находящимися на пути к взрослости.

В связи с этим современным ученым и исследователям приходится обращаться к накопленным за прошлые века навыкам и знаниям предыдущих культур за подсказками, как решить возникшую проблему: какие методы, опыт или модели общества позволят личностям становиться полноценными, невзирая на окружающие условия?

Выход из этого «тупика» делают возможным результаты исследований в области антропологии, психологии, культурологии, религоведения и других научных направлений. Материал, полученный в ходе изучения прошлого опыта, предоставляет широкое поле возможностей для проведения сравнений и построения новых выводов относительно вариантов выхода из сложившейся ситуации.

И наиболее впечатляющей среди остальных является практика проведения инициации, посвящения во взрослую жизнь, у древних народов. В других культурах, существовавших задолго до нашего времени, инициация являлась своеобразным «ритуалом перехода».

Подобный обряд проводился в качестве утверждения свершения в жизни индивида важнейшего события. Таким образом появилась традиция проводить инициацию в честь рождения человека, его взросления или вступления в брак, перехода к более зрелому возрасту. Даже смерть человека сопровождалась ритуалом инициации, потому как древние культуры не отрицали существования потусторонних миров.

Как можно увидеть, обряд инициации символизирует переход человека с более низкого уровня собственного опыта на более высокий. Осуществление обряда свидетельствует в этом случае о необходимости признания обществом права личности на изменение или трансформацию, т.е. права перейти на новый этап личностного развития. Вполне можно даже сравнить инициацию с экзаменом, когда благодаря полученному опыту вы получаете новые инструкции, необходимые для правильной деятельности на новом жизненном этапе.

Если обратиться к словам знаменитого исследователя в области мифологии М. Элиадзе, для молодого человека инициация означала посвящение сразу в три сферы новых знаний:

  • Откровение Священного.
  • Откровение Смерти.
  • Откровение Сексуальности.

Названные одним термином – «тройное откровение», – эти области практического познания отсутствуют у индивидуумов до наступления периода юношества. С его приходом инициируемый мог не только узнать и добавить их в новую структуру своей личности, но и уподобиться с их помощью культурному идеалу своего племени.

Как правило, в древних культурах в этом качестве могли быть представлены древнейшие родоначальники племени, божества, мифологические персонажи или герои. Обрядом инициации предусмотрено, что принимающий новый статус юноша должен повторить трудный путь идеала.

Как проходил ритуал в древности

Если кратко описать ход ритуала, то в древности он проходил по одной и той же схеме: сначала детей забирают из племени и разделяют на группы (мальчиков отдельно от девочек), затем мальчишек с опытным «инструктором» во главе селят в лесной хижине, а девочек помещают в дом к старой женщине, которая учит их священным традициям, ремеслам и другим семейным премудростям.

В данном случае акцент делается именно на окружающую обстановку. Лес ассоциируется с первоначальной средой, является олицетворением первоначальной точки отсчета. Помещенный в такие условия мальчик должен символически «переродиться» из ребенка в юношу и начать новый жизненный цикл. Хижина – образ материнского лона. Проживание в ней отождествляется с периодом тяжелых испытаний, приобретением новых навыков, познанием устройства мира, секретов племени и прочих тайн, которые знают только взрослые.

Кульминация обряда инициации – переживание момента символической, посвятительной смерти личности. Подвергающихся инициации мальчиков закапывали в землю, делали особые метки на теле и заваливали сверху сухими стволами деревьев. После этого наступал новый день и возрождение новой личности, рождение ее в новом качестве. Именно с этим связана традиция давать новые имена мальчикам после прохождения инициации.

В завершение ритуала проводилось грандиозное торжество. На нем особое внимание уделялось принявшим инициацию лицам – их приветствовали, поздравляли и встречали, как взрослых, достойных более уважительного отношения. Социализация, таким образом, помогала участникам обряда утвердиться в новом облике, в новой роли.

Как отмечалось ранее, ритуалы посвящения были обязательными для каждого древнего сообщества. Но и на сегодняшний день в архаических культурах, которые сохранились до сих пор, инициация продолжает существовать. Например, обряд инициации проводится проживающими на территории Северной Америки индейцами, а также сохранился у африканских бушменов.

Современные же цивилизованные сообщества отошли от таких первобытных традиций, сохранив все же более примитивные «рудименты» ритуалов инициации. Однако они отличаются от изначальных не только смыслом, но и структурой.

Видоизмененные обряды инициации в современном обществе хотя и считаются приуроченными к определенному событию в жизни индивидуума, не несут того глубокого контекста, который старались воспроизвести в древности. Примеры современной интерпретации инициации:

  • Прием в скауты.
  • Прохождение тестирования после обучения.
  • Принятие присяги в армии.
  • Религиозные традиционные ритуалы (обрезание, крещение, венчание).

В то же время легкое веяние основной идеи присутствует в каждом современном обряде инициации. То есть, для прохождения этапов инициации индивидуум должен соответствовать определенным требованиям, чтобы получить статус и право быть «зачисленным» в новую категорию социума.

Полезный опыт обряда, адаптированный под реальные условия

В настоящее время на основе опыта, предоставленного практикой инициации, современные ученые и исследователи разработали новые приемы и психотехнологии. Таким образом, инновационные методы позволяют условно разделять процедуру инициации на несколько стадий:

1. Подготовительный этап, инструктаж и создание правил, которые позволят индивиду взаимодействовать с внешним окружением. К этой стадии относят также воспитание или обучение в составе группы, благодаря которым человек учится распознавать свои эмоции и чувства, принимать интуитивные сигналы, сновидения и страхи. Это помогает человеку соотнести свою сущность, личность с настоящей реальностью.

2. Очищение от насущного (пост, омовение, крещение).

3. Одиночество, изоляция. Групповое обучение в изоляции, вдали от общества, помогает человеку вернуться состояние собственного сознания. Этого можно достичь путем голодания, проведения особых обрядов или церемоний, отрешения от нормативов и правил реального социума.

В таких условиях человек способен почувствовать себя природным существом в мире природы. Инициация на этой стадии заключается в том, что человек находит собственное «Я», понимает, кто он и в чем заключается его предназначение, а также какой путь ему следует выбрать в дальнейшем.

4. Празднование в честь приобретения нового статуса (звания), а также нового контекста. Праздник проводится в коллективе, сообществе – так социум признает перерождение человека, а инициируемый воссоединяется с окружающим миром. Специалисты называют эту стадию интерпретацией переживаний Визионерского Поиска в действительную жизнь.

Прохождение через эмоциональное очищение помогает участникам обрести новый смысл жизни, укрепить свою жизненную позицию, раскрыть новые таланты, научиться бороться со стрессом и не бояться неизведанного. Как показывает практика, пережив трудности инициации, человек успешно утверждает свою скрытую индивидуальную силу и становится более уверенным в себе.

Такие люди лучше относятся к себе, без проблем взаимодействуют с сообществом, комфортно себя чувствуют в любых условиях и приносят социальную пользу. Автор: Елена Суворова


Переход во взрослую жизнь – самый ответственный этап в жизни каждого. В этот период человек теряет беззаботное детство, переживает очень существенные физические изменения, а также ментальные, эмоциональные и духовные. У многих народностей он связан с разного рода обрядами, символизирующими этап созревания. Предлагаем обзор ритуалов, которые многим покажутся страшными, шокирующими и экстремальными.


Интересно то, что подобный ритуал известен во всем мире – от Греции до Индии. Его использовали как прием тренировки или акробатический трюк. Племя хамар из Эфиопии проводит такой обряд, как ритуал, связанный с этапом взросления и готовностью создать семьи. Мальчики племени должны 4 раза прыгнуть через кастрированных быков, стоящих в ряд. Если мальчику удается пройти испытание, он считается мужчиной и может выбрать себе жену.


Стандарты красоты во всем мире разные, а мужчины и женщины могут далеко зайти, чтобы отвечать им. Среди женщин племени ментавай из Индонезии стандартом красоты считаются подпиленные заостренные зубы, похожие на зубы акулы. Чем острее зубы – тем красивее женщина. Кроме того, заостренные зубы свидетельствуют о готовности выйти замуж.


В этом племени банджи-джампинг считается ритуалом совершеннолетия. Мальчики маленького тихоокеанского острова Вануату начинают тренировки по прыжкам с высоты в 7-8 лет, прыгая вниз с маленьких башен, при этом их привязывают за ноги лианами. Но чтобы считаться настоящим мужчинами, они должны прыгнуть с высоты 30 м. Если прыжок прошел успешно, значит, испытуемый дотронулся головой до земли и остался целым.


Когда мальчики из племени алгонкина, Квебек, готовы стать совершеннолетними, их изолируют, закрывают в клетках и дают выпить галлюциногенную смесь из водорослей под названием високкан. Поговаривают, что это вещество в 10 раз мощнее ЛСД. В клетках юноши остаются 20 дней, их постоянно подпаивают зельем. Неудивительно, что многие умирают, проходя ритуал. Другие же переживают настолько сильные галлюцинации, что перестают разговаривать и теряют сознание. Если юноша еще что-то помнил о своем детстве после прохождения ритуала, то ему приходилось еще раз испытать все.


Чтобы стать настоящим мужчиной в племени матаса в Папуа Новая Гвинея, мальчик должен пройти кровавый ритуал. Для этого их необходимо избавить от всего, что может считаться женским началом, и очистить их через ряд болезненных ритуалов. Для начала у мальчиков специально вызывают рвоту, чтобы очистить желудок. После этого им в нос вставляют палочку из тростника, чтобы вызвать кровотечение, с которым выйдет все плохое из тела ребенка. И, наконец, несколько раз ножом мальчикам прокалывают язык.


Когда мальчики племени сатере-маве в районе реки Амазонка достигают возраста 13 лет, то они должны пройти ритуал посвящения, в основе которого испытание ядовитыми муравьями. Для начала необходимо заняться поиском насекомых при помощи перчатки, сплетенной из растения, в которую насекомых и помещают. Каждый мальчик должен засунуть в неё руку и попытаться продержаться 10 минут. Укус ядовитого муравья самый болезненный среди всех насекомых, его сравнивают с болью от ранения пулей. Мальчикам запрещено кричать, так как крик – это проявление слабости. Но, это еще не все. До момента завершения ритуала мальчики должны надевать рукавицу на руку 20 раз в течение нескольких месяцев, после каждого ритуала на некоторое время руку парализует, а испытуемому становиться плохо и он корчится от боли.


У племени масаи в Танзании есть много разных ритуалов для перехода мальчиков во взрослую жизнь. Когда мальчику исполняется 10 лет, то он празднует, выпивая смесь из алкоголя, крови и молока, съедает много мяса. Так его готовят к обрезанию. Во время процедуры мальчику запрещено дергаться от боли, так как это проявление слабости. На протяжении следующих 10 лет мальчиков тренируют в различных сферах, в том числе и охоте на львов. На охоту мальчики должны отправиться самостоятельно, вооружившись только копьями и щитами. Кроме этого, на ногу каждому прикрепляют колокольчики, чтобы приманить льва. Целью - добыть хвост животного, как символ проявления храбрости. Раньше масаи ходили на охоту на львов большими группами, так как их популяция была достаточной.


Для того чтобы мальчика из племени фулани из Бенина начали считать мужчиной, надо, чтобы он прошел ритуал под названием шаро, который заключается в том, что испытуемого избивают хлыстом. Мальчики выбирают самый длинный тростник и становятся друг напротив друга и по очереди бьют стоящего напротив три раз как можно сильнее. Это происходит до тех пор, пока не выберут победителя, которым считается мальчик, способный лучше всех выдерживал боль, несмотря на глубокие раны. У девочек этого племени тоже есть ритуал совершеннолетия. Им на лицо наносят татуировки. Им тоже нельзя кричать и дергаться от боли.


Ритуал вхождения во взрослую жизнь в племени мандан Северной Дакоты, который называется окипа и длится 4 дня. В это время мальчики не имеют права пить, есть и спать. Их изолируют в отдельной хижине для прохождения пыток и испытаний, включая порезы тела и проколы мышц деревянными колышками, которые используют для того, чтобы в дальнейшем подвешивать с их помощью мальчиков в конце всех испытаний. Только потом мальчика считают мужчиной, и он получает благословение духов. В довершение ко всему мальчикам отрубают мизинцы на обоих руках и заставляют бегать вокруг деревни, истекая кровью.


Чтобы мальчик прошел посвящение в совершеннолетие, он должен пройти ряд болезненных ритуалов. В период с 10 до 12 лет мальчикам вырывают передний зуб, а диафрагму прокалывают. После чего мальчику делают обрезание и заставляют съесть отрезанную плоть, которую следует разжевать и проглотить, только тогда юноша становится мужчиной. Испытуемый еще должен пережить вторую часть процедуры. Она заключается в том, что во время обрезания юноше надо стать над костром, чтобы кровь капала на него и очищалась. Эта часть ритуала символизирует солидарность мужчин с особенностями женского организма, а именно с менструацией. После таких процедур мужчины лучше относятся к женщинам.


Когда мальчики племени матис из бассейна реки Амазонки, Бразилия, готовы перейти во взрослую жизнь, им предлагают пройти четыре испытания. Сначала в глаза мальчикам закапывают горький сок растения, считая, что это поможет сделать их зрение острее. Затем их бьют палками, испытывая на выносливость, вкалывают яд лягушки и хлещут ядовитыми растениями. Пройдя все эти испытания, мальчики становятся мужчинами, так как могут выдержать боль и способны принимать участие в охоте. Но, это не все. Каждый раз перед охотой мальчики снова проходят все испытания.


Инициация в племени самбия в Папуа Новая Гвинея начинается, когда мальчику исполняется 7 лет. Ему надо помочь избавиться от всего, что можно считать женским началом. Для этого мальчика изолируют в хижине, где он находится со старшими мужчинами племени следующие несколько лет. Постепенно все тело мальчика прокалывают, ему пускают носом кровь, вызывают рвоту и понос, чтобы очистить тело изнутри. Если мальчик считается достаточно чистым, его заставляют глотать сперму, как символ мужества. Годами мальчик вынужден проходить эти испытания. Даже когда он уже готов жениться, он продолжает проходить ритуалы кровопускания из носа и чистки организма, чтобы не стать подвластным своей жене. Мужчиной в племени становятся, как только рождается ребенок, и испытуемый становится отцом.
Если в племенах так относятся к родным детям, то стоит ли удивляться, что до сих пор существуют которые применяют по отношению к совсем чужим.

Новое на сайте

>

Самое популярное